Благодаря чему конгрессно-выставочная деятельность Свердловской области растет вопреки новым экономическим условиям
Эксперты рассказали, что привело Средний Урал в топ-3 ивент-индустрий страны.
Непростыми выдались прошедшие два года для выставочной деятельности. Началось все с пандемии. Из-за коронавируса в 2020-м стали отменять все международные массовые мероприятия. В итоге суммарная выручка компаний этой отрасли упала на 40%, если сравнивать с 2019 годом.

- На 10% сократилась численность сотрудников, - отмечал Сергей Воронков, президент Российского союза выставок и ярмарок. – За два года с российского рынка ушли порядка 280 компаний.

А теперь, вот, новый вызов – санкции, попытки ряда стран вставить нашей экономике палки в колеса, политико-экономические ограничения. В итоге пятая часть всех европейских компаний, организующих мероприятия, ушла с российского рынка. А следом были отменены и крупные международные мероприятия. Взять, к примеру «Экспофорум» Санкт-Петербурга. Там были отменены пять крупных выставок. Среди них Международный арктический форум, и Всемирный энергетический конгресс. Но как бы пессимистично эта картина не выглядела, на самом деле у российской конгрессно-выставочной индустрии дела идут неплохо.
НИ ОДНУ КРУПНУЮ ВЫСТАВКУ В РОССИИ НЕ ОТМЕНИЛИ

Любопытная математика – к концу 2021 года выставочная индустрия в мире потеряла 45% выручки. В это же время в России выручка… выросла на 40%. Будто и не было пандемийного 2020-го. Мы почти вернулись к показателям 2018 года, когда у нас проходил ЧМ-2018. А дальше эксперты и вовсе предрекают рост нашей конгрессно-выставочной деятельности. Например, в 2022-м году ни одна крупная выставка в России не была отменена. ПМЭФ-2022 посетили представители 130 стран. Это лишь на 11 меньше, чем в 2021-м.

- Масштабы этих потерь нельзя назвать критическими, - объяснял Сергей Воронков. – Интерес к деловым мероприятиям в нашей стране остается высоким. Были большие делегации из Китая, Египта, Турции, Ирана, широко представлены Африка, Латинская Америка, ну и, конечно же, страны СНГ, БРИКС, ШОС.

Организаторам удалось достичь хороших показателей с помощью ряда мер. Так, места иностранных компаний заняли отечественные производители. А сами экспозиции теперь больше про импортозамещение - рассказывают о новых технологиях именно российского производства.

- Несмотря на развитие интернета, цифровых технологий, В2В-выставки остаются незаменимым ресурсом для компаний, - добавил Сергей Воронков. - Более того, в текущих условиях значение выставок как эффективных бизнес-площадок возрастает многократно.

Сергей Воронков
УРАЛ ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ

Пожалуй, самый яркий пример это Свердловская область. Сейчас это один из ключевых центров ивент-индустрии России. Так, по данным Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, Средний Урал находится в тройке лидеров вместе с Санкт-Петербургом и Краснодарским краем. Несмотря на пандемию и санкции, у нас год от года растет количество компаний, занимающихся конгрессно-выставочной деятельностью. В 2019-м их было 81, а в 2021-м уже 93. Кроме того Свердловская область по итогам 2021 года показала рост в 4%. Эксперты-аналитики связывают такие успехи Урала с рядом факторов. Во-первых, в регионе создана событийная инфраструктура, работают специализированные выставочно-конгрессные комплексы, есть конгресс-отели с залами вместимостью больше 100 человек, работает множество отелей и гостиниц международного уровня. Все это привлекает крупные деловые мероприятия в Свердловскую область в целом и в Екатеринбург в частности.

Отметили эксперты Выставочного научно-исследовательского центра также поддержку, которую власти Свердловской области оказывают событийной индустрии и тот факт, что Средний Урал не первое десятилетие проводит у себя крупные международные мероприятия.

- Урал богат ресурсами и привлекателен с точки зрения вложения инвестиций, - рассказал Сергей Воронков. - Это индустриальный лидер России, обладающий мощной промышленностью, сильной научной базой, высокорейтинговой образовательной системой, уникальным культурным достоянием. Уверен, у региона есть все шансы и предпосылки для расширения портфеля проводимых здесь знаковых деловых мероприятий.

Сергей Воронков
«ИННОПРОМ» ИЗВЕСТЕН ВСЕМУ МИРУ

Все вышесказанное обусловлено тем, что Средний Урал нацелен на развитие делового туризма, ведь это помогает презентовать регион. И это уже дало свои плоды. Многие крупные компании смотрят на Свердловскую область, как на ключевую площадку ивент-индустрии.

- Сейчас на нас смотрят, как на надежных и серьезных партнеров с солидным бэкграундом. Это и опыт, и компетенции, и удобная логистика, и квалифицированные структуры, - говорит Аркадий Киселев, руководитель Уральского конгресс-бюро.

Пожалуй, самый яркий пример работы Свердловской области в сфере конгрессно-выставочной деятельности это международная промышленная выставка «ИННОПРОМ», которая проводится ежегодно вот уже 12 лет. Это уже не просто крупное мероприятие, это полноценный бренд, известный за пределами Урала и России.

Аркадий Киселев
руководитель Уральского конгресс-бюро

После успеха выставки она стала проводиться и в других регионах, появился «ИННОПРОМ. Центральная Азия».

- Фактически это мультиформатный бренд, выросший из региона. И на его примере требуется растить другие мероприятия, - отмечает Аркадий Киселев. - У нас есть все, чтобы проводить мероприятия любого уровня, формата и масштаба. У нас есть мирового уровня конгресс-центр, вся необходимая инфраструктура для организации мероприятий.

ВОПРЕКИ САНКЦИЯМ

На достигнутом Свердловская область останавливаться не собирается. В ближайшем будущем регион планирует привлекать новые мероприятия сферы делового туризма и продолжать взаимодействие с Торгово-промышленной палатой России, Российским союзом выставок и ярмарок, Национальным конгресс-бюро и конгрессно-выставочными операторами.

- Что касается долгосрочных планов, то это работа над крупными федеральными и международными проектами, чтобы привлечь их в наш регион, - рассказал Аркадий Киселев. – Также это развитие «ИННОПРОМа», Forum 100+ и создание новых мероприятий, например выставки «Агропром Урал», «Здравоохранение Урал», а также «Мебель & Деревообработка». Эти проекты были воплощены благодаря проведенной долгосрочной работе.

Аркадий Киселев
руководитель Уральского конгресс-бюро

Все это нужно не только для развития самой индустрии в непростое время. Российские выставочные площадки необходимы для обмена практиками и для заключения деловых контактов. В связи с этим в России была принята «дорожная карта» для развития конгрессно-выставочной деятельности вплоть до 2025 года. Распоряжение подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин.

– Несмотря на введенные против нашей страны ограничения, международное взаимодействие по-прежнему активно развивается, - сказал премьер-министр на оперативном совещании с вице-премьерами правительства РФ.

В качестве примера он привел Петербургский международный экономический форум, который посетили делегации порядка 130 стран и выставку «ИННОПРОМ», на площадках которой экспонировались больше 600 иностранных компаний.

- Сейчас для предприятий особенно важно восстановить связи и каналы сбыта товаров, и правительство продолжит поддерживать такие форматы делового взаимодействия, - сказал Михаил Мишустин.

Текст: Илья МОХОВ

Фото: Алексей Булатов, ТПП Питер, пресс служба АИСО, Илья Гостюхин

Made on
Tilda