Как преобразилась дорога между Челябинском и Екатеринбургом
В филиале ООО «Союз Автодор» рассказали о планах досрочно закончить работу на последнем участке трассы М-5 «Урал»
ООО «Союз Автодор» - компания из Иваново. Она занимается ремонтом, содержанием, реконструкцией и строительством автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры в Московской, Ярославской, Новгородской, Курганской, Ивановской, Владимирской, Костромской областях… Исторически приоритет был отдан центральной России. Но по мере развития компания решила расширить свою географию и начала работу в Свердловской и Челябинской областях. Это произошло в 2017 году. О том, каких успехов удалось добиться за это время, рассказал заместитель генерального директора по строительству Алексей Шабанов.
Алексей Шабанов
заместитель генерального директора по строительству
Одна из хороших тенденций последних лет - это появление контрактов жизненного цикла, когда ты строишь, а потом обслуживаешь дорогу, то есть отвечаешь за нее «от» и «до». Как руководитель крупного предприятия, я заинтересован в таких контрактах, потому что они позволяют планировать деятельность компании на несколько лет вперед.
Привет Басте
Главным вызовом, по словам Алексея Шабанова, стала ситуация с участком- около 200 километров от Челябинска до Екатеринбурга - на дороге федерального значения М-5 «Урал». Тогда, в 2017 году, этот довольно длинный отрезок оставлял желать лучшего. Мягко говоря.
Фактически это была старая бетонка с огромным количеством дефектов: разрушением покрытия, колейностью... Ездить по ней было опасно.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Состояние дороги было настолько плачевным, что рэпер Баста после поездки по ней разместил в YouTube видео, в котором поделился своими впечатлениями от «путешествия»:

«Мальчики на этой дороге становятся мужчинами, а мужчины - девочками! От страха».

С того момента прошло четыре года. Садимся в машину, Алексей Шабанов соглашается провезти нас по этому участку. И… дорогу не узнать! С 2017 года трасса изменилась кардинально, ехать по ней комфортно, чувствуешь себя в полной безопасности.
За четыре года мы почти полностью переработали эту дорогу. Отремонтировали транспортные развязки, устроили разворотные петли, оборудовали надземные пешеходные переходы… То есть сделали все, чтобы трасса отвечала современным требованиям.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Разложили по полочкам
Тем не менее работа на М-5 пока не закончена. Финальным аккордом должен стать ввод в эксплуатацию участка с 79-го по 121-й километр (на подъезде к Екатеринбургу). Туда и отправляемся!

Заказчиком работ выступает ФКУ Упрдор «Южный Урал». Именно на этом объекте, как говорит Алексей Шабанов, сосредоточено больше половины мощностей предприятия. Это объяснимо: участок чрезвычайно важный, строительство лично инспектировали губернатор Челябинской области (ЧО) Алексей Текслер и министр транспорта и дорожного хозяйства ЧО Алексей Нечаев. В ФКУ Упрдор «Южный Урал» подчеркивали, что этот отрезок в 40 километров со временем превратился в «бутылочное горлышко». Двухполосный участок перестал справляться с потоком транспорта, поэтому его решили расширить до четырех полос.
Сейчас на объекте около двухсот человек с нашей стороны и большое количество техники- пять экскаваторов, три бульдозера, два автогрейдера, два укладочных комплекса, пятнадцать единиц самосвальной техники. Проблем с мобилизацией у нас не было. Так получилось, что прежде чем взяться за этот объект, мы как раз закончили капитальный ремонт в Свердловской области. Так что все наши силы были уже стянуты здесь. Конечно, пришлось дооснащать технику, но этот процесс и так непрерывный.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Работа на участке с 79-го по 121-й километр ведется круглосуточно в две смены. Что важно: дорожники минимизировали неудобства для автомобилистов и не стали полностью перекрывать движение по трассе. Обошлось и без реверсов.
Еще до начала капитального ремонта мы выполнили тщательный анализ, разложив весь объект по полочкам. И все решения, принятые перед стройкой, себя полностью оправдали: наша работа не препятствует транспортным потокам.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Согласно государственному контракту, филиал ООО «Союз Автодор» должен сдать этот объект в следующем году. На предприятии уверены в своих силах и не исключают, что завершить работу удастся досрочно. Повод для такого оптимизма есть. В прошлом году дорожники сдали 12 километров вместо положенных 8, в этом планируют 18 километров вместо 9. Уже сейчас идет подготовка к четвертому (то есть последнему) этапу капитального ремонта.
Это в какой-то степени философия всей нашей компании: зачем растягивать, если можно сдать объект досрочно? Мы хотим показать, что на нас можно положиться в любой ситуации.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Готовь сани летом
В филиале ООО «Союз Автодор» твердо уверены в том, что успех будущего ремонта закладывается еще зимой. Чем больше подготовительных работ будет проведено в зимний период, тем быстрее можно будет приступить к укладке асфальта на ней летом.
Максимальная отработка зимы - это та задача, которую я ставлю перед филиалом. Может, это и выходит дороже, но впоследствии дает замечательный эффект. Строительный сезон в наших краях довольно короткий, и такой подход позволяет экономить драгоценное время. Дорога отошла, оттаяла, подсохла- и все, мы можем начинать укладывать асфальт. В частности, минувшей зимой мы готовили земполотно и на 9-километровом отрезке участка 79-121 км на трассе М-5 «Урал».
На такие затраты готов пойти не каждый подрядчик. Применение гидромолотов, разработка и перемещение мерзлого грунта… Элементарно: даже зимняя солярка стоит дороже летней!
Но я повторюсь: ударная работа зимой с лихвой окупает себя летом.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Почти без песка
Между тем наша экскурсия по участку М-5 «Урал» продолжается. У филиала ООО «Союз Автодор» тут три базы, одна из них на 109-м километре. Подъезжаем к ней. Асфальтобетонный завод, общежитие, столовая… Это самое крупное формирование у компании.
Алексей Шабанов объясняет, что за каждой базой закреплен определенный участок.
Для каждого времени года предусмотрен свой комплекс работ. Летом мы больше заняты текучкой, в том числе покосом травы и уборкой мусора. А зимой мы, как легко догадаться, боремся со стихией. Специально для зимнего периода у нас есть четвертая временная база. На ней хранится противогололедный материал, который используется во время особенно сильных снегопадов.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Противогололедные материалы - это, как выясняется, тема для отдельного разговора. Филиал ООО «Союз Автодор» одним из первых в регионе стал использовать чистые хлориды (соль без песка). Этот метод значительно уменьшает количество пыли и грязи на дорогах.
За счет установленных на машины КДМ систем точного дозирования одна машина может обработать чистыми реагентами большую площадь, чем если бы она была загружена пескосоляной смесью.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Прошлой зимой компания использовала чистые хлориды в «ограниченном количестве». Как подчеркивает заместитель генерального директора по строительству- не хотели рисковать. Но эксперимент удался и в этом году будет продолжен.
Поскольку провал зимнего содержания может иметь очень серьезные последствия, мы подошли к этому вопросу с большой осторожностью. Прошлой зимой мы лишь опробовали эту технологию и нашли ее слабые стороны, которые нужно было доработать. И сейчас мы планомерно переводим всю технику на использование чистых хлоридов, так как в их применении заинтересованы все.

После зимы требуется не менее двух месяцев, чтобы очистить дороги от песка. Если мы уйдем от применения пескосоляной смеси, то не будет и этой проблемы. При этом у чистых хлоридов есть свои нюансы. Так, их нельзя использовать при крайне низких температурах. Мы это осознаем, поэтому на этот случай у нас все равно будет заготовлена пескосоляная смесь.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Главное - это жизнь
В то же время работа филиала ООО «Союз Автодор» по содержанию только этим не ограничивается. В распоряжении компании есть специализированное звено, которое занимается только искусственными сооружениями. Есть бригада для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий. Есть и патрульные машины, которые и днем и ночью следят за обстановкой на всей дорожной сети, которая находится в ведении предприятия…

Зачем компании, которая могла бы заниматься только ремонтами и капитальными ремонтами, отвечать еще и за содержание?
Одна из причин - в организации трудового процесса. Люди не разбегаются, поскольку могут трудиться круглый год и стабильно получать зарплату. Кроме того, содержание позволяет компании оставаться на плаву между заключением крупных контрактов.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Сам Алексей Шабанов - выпускник Ивановского архитектурно-строительного университета. И строительство ему «ближе и интереснее», признается он. Однако руководитель понимает, насколько это важный вопрос- содержание автомобильной дороги.
У нас много отличий от Центральной России. Например, у нас раньше выпадает снег и позже тает. А морозы какие… Температура минус 30 может продержаться месяц, а то и больше! - рассказывает Алексей Шабанов. - Конечно, все это добавляет сложностей - если дорогу вовремя не убрать, можно получить неприятности. И я говорю не про штрафы, а про то, что цена ошибки здесь- человеческие жизни. Вот что действительно очень важно!
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
Впрочем, работа в этом направлении выстроена довольно четко. Диспетчерские службы во взаимодействии с заказчиком всегда держат руку на пульсе и попросту не дадут проигнорировать прогноз. Ведь главное в борьбе с непогодой- это играть на опережение.
В случае с сильным снегопадом заказчик всегда сразу начинает спрашивать, какие ответные действия мы готовим, - отмечает Алексей Шабанов. - Поэтому хорошее содержание дороги - это прямая заслуга не только подрядчика, но и всех служб.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
На вес золота.
Успешно справляться со своей задачей, добавляет заместитель генерального директора по строительству, помогает постоянное обновление парка техники. В арсенале у филиала ООО «Союз Автодор» образцы как отечественного, так и импортного производства.
Например, комбинированные дорожные машины представлены у нас и «КамАЗами», и «МАНами». У всех есть свои плюсы и минусы. Так, наша техника более понятная, и ее легче переоборудовать. При этом импортная- более надежная, - говорит Алексей Шабанов. - На самом деле мы все время находимся в поиске оптимального решения с точки зрения технического вооружения. Обновление автопарка, повторюсь, процесс постоянный. Если ты будешь топтаться на месте, то почти сразу перестанешь быть интересен для рынка. Вот и все.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
То же самое можно сказать про использование современных технологий. И речь не только о производстве асфальтобетона (у филиала ООО «Союз Автодор» три собственных асфальтобетонных завода), отвечающего всем современным требованиям,- это важно, но этим уже никого не удивишь. Филиал ООО «Союз Автодор» производит и широко применяет органоминеральные смеси, а также щебеночно-песчано-цементные смеси, их называют еще «тощим бетоном». А непосредственно при проведении работ на дороге компания применяет 3D системы нивелирования, которая не только повышает производительность, но и делает работу более качественной и точной.
— Нельзя сказать, что это какое-то ноу-хау. Однако все передовые фирмы используют такую систему, - подчеркивает заместитель генерального директора по строительству. - Благо у нас есть специально обученные люди, которые в совершенстве овладели ею.
— Вы сказали про «специально обученных людей». А как вообще обстоит дело с кадрами в вашей отрасли? - уточняем у Алексея Шабанова.
— Если быть честным, вся дорожная сфера испытывает серьезный кадровый голод, - с сожалением в голосе отвечает он. - Хорошие сотрудники сейчас на вес золота, все опытные специалисты уже при работе. Но мы готовы нанимать молодых работников, готовы учить их.
Некоторые люди хотят все и сразу. Но так не бывает. Вот знаете… У меня у самого был период: когда я был прорабом, то мне казалось, что все проекты одинаковые, что сплошной застой и скука… Но после того, как я начал работать на федеральных заказчиков, я мгновенно понял, что мне есть еще чему поучиться и есть что осваивать, - рассказывает наш собеседник.
Алексей Шабанов, заместитель генерального директора по строительству
В дорожной сфере можно сделать карьеру, отмечает Алексей Шабанов.
Например, Сергей Мартемьянов пришел в филиал ООО «Союз Автодор» в 2017 году.
Тогда он был мастером на укладке асфальта, а в 2021 году
стал начальником самого большого участка (как раз на 109-м километре).
И это лишь один пример из многих.

Сам Алексей Шабанов в дорожном строительстве семнадцать лет.
И он может вдохновить своим примером.
Подготовка материалов для проекта: Михаил БОБРЫШЕВ
Дизайн проекта: Екатерина ЛУЧНИКОВА
Made on
Tilda