Чем гордится Приморье

Журналисты проверили на прочность цемент, щебень, спецтехнику и даже свою закалку
Вот уже в шестой раз команда «Комсомольской правды» отправляется в путешествие по заводам и предприятиям Приморского края. Визит «КП» становится эдаким гарантом качества, ведь в рамках автопробега «Чем гордится Приморье» мы посещаем ведущие компании региона.

С 16 по 20 октября мы посетили шесть производств: Спасскцемент в Спасске-Дальнем, Чугуевский Райзаготохотпром в одноименном селе, Владивостокский бутощебеночный завод, Дробильно-сортировочный завод в Артеме, логистический парк «Дельта-Сервис» и Владивостокский автомобильный терминал FESCO.
LjN8KFWmc Реклама. ООО «Востокцемент»
LjN8KDqMx
На правах рекламы. ООО "Авторитет-Авто+"
LjN8JvNPx
На правах рекламы. ООО "Дельта-Сервис"
LjN8KFrFY Реклама. ООО «Востокцемент»
LjN8KGXDQ Реклама. ООО «Востокцемент»
LjN8KDVt2
На правах рекламы. ПАО «Владивостокский морской торговый порт
LjN8KEAqt На правах рекламы. Приморский краевой союз потребительских обществ
Вписались и в городской, и в сельский пейзаж
Верными друзьями на протяжении всего путешествия стали кроссовер HAVAL M6 и пикап GWM POER KINKONG от официального дилера «Авторитет-Авто +». Стильные и, что важнее, вместительные авто помогли команде журналистов, фотографов и видеографов с комфортом перемещаться по нетронутой тайге, сопкам, карьерам и прекрасным поселкам. Наш край не всегда гордится дорогами, но рессоры монстра KINKONG побороли все виды гравийки и позволили провести время в поездке, наслаждаясь пейзажами. Когда наступает время свернуть с асфальта, городской пикап превращается в надежный внедорожник. Оба автомобиля прекрасно показали себя в дороге. Более семейный HAVAL M6 покорил нас эргономичностью и удобством при вождении. В электронике кроссовера ничего лишнего, багажник вместительный, а управление – понятное. А самое главное достоинство – стиль.

Где мы побывали
Вы можете кликнуть на название предприятия в меню, чтобы посмотреть больше информации по каждой производственной площадке, на которой побывала команда нашего автопробега.
В первый день шестого автопробега «Чем гордится Приморье» мы увидели реальные производственные мощности завода «Спасскцемент».

В 2023 году предприятию исполнилось 116 лет. Спасский цемент применялся при возведении объектов инфраструктуры Владивостокской крепости и Транссиба, на нем держатся Русский мост с космодромом «Восточный».


В первый день шестого автопробега «Чем гордится Приморье» мы увидели реальные производственные мощности завода «Спасскцемент».

В 2023 году предприятию исполнилось 116 лет. Спасский цемент применялся при возведении объектов инфраструктуры Владивостокской крепости и Транссиба, на нем держатся Русский мост с космодромом «Восточный».


Как здесь выстроено производство цемента? Известняк через галерею по ленточным транспортерам поступает с Длинногорского карьера в сырьевой цех, где происходит перемешивание со вторым важнейшим компонентом цемента – глиной. Все это идет в мельницу Аэрофол (агрегат, где происходит помол), затем добавляются кремнистый сланец и другие составляющие.

После цеха помола мы поднялись к цементной печи. Это внушительная вращающаяся труба длиной 95 метров и диаметром до 7 метров, в которой проходит обжиг сырья. Температура в этой махине доходит до 1450 градусов.

Цементный полуфабрикат – клинкер – после обжига идет в холодильник, где охлаждается до 80 градусов. А далее попадает в силос – бункер для хранения. Всего их четыре, объемом 5-6 тонн каждый. Работу этих этапов контролируют из центрального пункта управления.

А завершает производство помол. К клинкеру добавляется гипс и другие компоненты (что именно и в какой пропорции – зависит от класса производимой продукции), которые проходят через цементные мельницы. Именно в цехе помола рождается готовый продукт – цемент.


Цемент упаковывают в 50-килограммовую тару, однотонные и полуторатонные МКРы либо отгружают в автоцементовозы или вагоны (хоппер-цементовозы) навалом.

В 2022 году, кстати, рост производства превысил 11% (завод произвел порядка 2,5 миллиона тонн цемента). Это косвенно доказывает строительный бум на всем Дальнем Востоке.



Время нашего автопробега было ограничено, да и словами весь цикл производства вряд ли опишешь, если, конечно, ты не автор учебника. Однако нельзя не отметить красоту благоустроенного пространства, а также экологичность производства. В 2020 году вращающиеся печи были переведены на самый безвредный для окружающей среды вид топлива – природный газ.

На заводе установлено современное газопылеулавливающее оборудование, системы фильтрации с эффективностью очистки до 99%. Аттестованная санитарно-промышленная лаборатория предприятия производит замеры воздуха на постоянной основе. Цех пылеулавливания следит за эксплуатацией оборудования.




- Современная история предприятия началась в 1999 году. К его возрождению подключилась новая команда. «Спасскцемент» входит в состав группы компаний «Востокцемент», активно развивается и наращивает объемы производства. Курс на модернизацию мы взяли в начале 2000-х, на протяжении 20 лет меняем старое оборудование на современное, имеющее лучшие мировые характеристики, и постоянно наращиваем мощности нашего предприятия. Нам удалось превзойти заложенную проектом плановую производительность, – отметил управляющий Виктор Иванов.

Во второй день автопробега мы отправились в один из северных районов Приморья. В поездке думали: какой русский не любит соленья? Нам предстояло увидеть Чугуевский райзаготохотпром.

Здесь жители, как мы выяснили, до сих пор увлеченно собирают дикоросы, влюблены в свои охотничьи угодья и домашние хозяйства. и они же являются участниками производственного процесса благодаря предприятию. Отсюда на полки супермаркетов поступают не только огурцы с помидорами, а еще и березовый сок, напитки из шиповника и лимонника, сухая ягода, грибы, черемша, чага и даже морская капуста!

Во второй день автопробега мы отправились в один из северных районов Приморья. В поездке думали: какой русский не любит соленья? Нам предстояло увидеть Чугуевский райзаготохотпром.

Здесь жители, как мы выяснили, до сих пор увлеченно собирают дикоросы, влюблены в свои охотничьи угодья и домашние хозяйства. и они же являются участниками производственного процесса благодаря предприятию. Отсюда на полки супермаркетов поступают не только огурцы с помидорами, а еще и березовый сок, напитки из шиповника и лимонника, сухая ягода, грибы, черемша, чага и даже морская капуста!

В цеху встретили добродушно. Как пояснили хозяева, помещение часто выступает этаким «конструктором» в зависимости от сезона и желаемого продукта. Сборка и заготовка проходят здесь. Поразительно, но снабжают Дальний Восток соленьями и прочим всего восемь человек. Все – ударники труда с опытом, новичков практически нет. Лишь в сезон на временную подработку набирают еще восемь человек.
Технология зависит от продукта. Дикоросы, например, сушатся на тентах (например, лимонник и калина). Грибы замачивают и засаливают. Некоторые, согласно советским рецептам, еще и отваривают перед заготовкой. У овощной продукции еще более долгий «производственный путь»: она поступает в цех, промывается, фасуется, заготавливается, а затем только идет на склад. Установлены на предприятии, разумеется, и автоклавы для стерилизации банок и другой тары. Такие, между прочим, издавна используют для обработки медицинских инструментов. В чистоте можно не сомневаться. Как говорят сотрудники, соблюдение проверенной десятилетиями технологии – главный залог хрустящих огурчиков и ароматных грибочков на производстве. В интернете такой информации нет, сколько ни ищи.
Большую часть продукции после завершения экскурсии лично продегустировала вся команда «КП». Грузди приятно хрустят, ароматный папоротник тает во рту, а одной из самых вкусных закусок, на мой взгляд, оказалась черемша. Лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать. Кстати, эта линейка – новинка, ее запустили в этом году.

Всего более 60 видов продукции. Признаться честно, не ожидал увидеть на заводе посреди тайги консервацию морской капусты. Но еще больше не представлял, что у нас, в Приморье, умеют делать вкусные заготовки для супов. В баночках на складах мы нашли свекольник и рассольник. Фотограф Мария Каюрова и пиар-директор филиала «КП» - Дальний Восток» Юлиана Виноградова были восхищены: это же находка для хозяйки. Сделал бульон, закинул содержимое баночки в кастрюльку, поварил пять минут, и готово.
Предприятию в этом году исполнилось 26 лет, хотя его история, конечно, гораздо длиннее. За это время рынок сбыта расширился и охватил разные уголки России: от Камчатки до Калининграда, включая Сахалин, Чукотку, Хабаровск. Тару с логотипом РЗОП можно встретить на полках торговых сетей Приморского края. Около 85 тонн продукции заготовщики производят за сезон в год.

Попрощались с представителями завода, поблагодарили их. Чугуевка, конечно, – славное село. Недаром эти земли всегда славились собирательством и охотой.

Дальневосточная столица встретила туманами, но они лишь придали таинственности следующей точке автопробега – Владивостокскому бутощебеночному заводу. В этот день команда посетила Первореченское месторождение.
Дальневосточная столица встретила туманами, но они лишь придали таинственности следующей точке автопробега – Владивостокскому бутощебеночному заводу. В этот день команда посетила Первореченское месторождение.
В 1960 году по инициативе генерального секретаря Никиты Хрущева в генплан развития Владивостока внесли амбициозную мечту: увеличить вдвое жилфонд города. Этот год и стал годом рождения Владивостокского бутощебеночного завода. С этого момента предприятие обеспечивает дальневосточные стройки щебнем, бутовым камнем, скальным грунтом, песком из отсевов дробления. За историю длиною в десятилетия ВБЩЗ собрал солидное «портфолио»: снабжал продукцией возведение крупных объектов последних лет, например, Золотой и Русский мосты, президентское кадетское училище, низководный мост Де-Фриз-Седанка, Нарвинский экологический тоннель, международный аэропорт Владивосток. С помощью щебня этого завода возводили современные жилые районы Владивостока – так же, как и в прошлом веке.

Как происходит «освоение» карьера? Сначала приезжают геологи и бурят землю в поисках полезных ископаемых. Андезит – горную магматическую породу – обнаружили на уровне 20-30 метров. Он, кстати, в России редко встречается: месторождения есть лишь в Крыму, на Камчатке и в Приморском крае.

Обнаженный раскопанный массив далее делится на блоки. Чтобы добыть породу, станками бурят скважины, в которые закладывается взрывчатка. Полученный после взрыва камень экскаваторы погружают в 25- и 34-тонные самосвалы.

Щебень не просто добывают, а именно производят, да еще и в несколько стадий. Куски до 750 миллиметров попадают в зев щековой дробилки, а затем продукт, измельченный до 200 миллиметров, идет в промежуточный склад. На второй стадии работают конусные дробилки. На этом этапе получают материал в 70 миллиметров.


- Дальше следуют еще несколько стадий, где получаем более мелкий щебень. Это будущий материал для бетона, асфальта, сухих строительных смесей. Перемещает продукцию ленточный транспортер. Все вместе и есть дробильно-сортировочный комплекс. Далее идет процесс просеивания – с помощью обычной сетки, будто просеиваем муку. Более мелкий щебень идет в одну сторону, побольше – в другую, – пояснил управляющий Владимир Куренков.


.
ВБЩЗ функционирует круглый год. В сутки фабрика перерабатывает до пяти тысяч тонн камня.

Трудится на заводе порядка 200 человек. Сейчас наиболее востребованы горные рабочие, инженеры. Чтобы привлекать молодых специалистов, предприятие взаимодействует с вузами, техникумами. Здесь понимают, что самое важное – научить людей, и готовы в этом помогать.



.
Особое внимание уделяется экологии. На постоянной основе проводится экологический мониторинг по замеру выбросов пыли и шума, модернизированию системы пылеподавления для предотвращения даже минимальных выбросов. Вокруг карьера ежегодно высаживаются саженцы деревьев и кустарников.

Мы уверены, что работы заводу хватит. Ведь Владивостоку прочат роль города-миллионника, вдвое нужно увеличить жилищный фонд – кому, как не ВБЩЗ, в этом помогать?
.
В четвертый день автопробега нас покорило еще одно предприятие группы компаний «Востокцемент». Вот уже почти 62 года Дробильно-сортировочный завод производит базовые стройматериалы – щебень, скальный грунт, песок из отсевов для дорог, домов и значимых сооружений. Из последних заслуг ДСЗ нельзя не отметить появление долгожданной дороги Владивосток - Находка, содействие в строительстве Международного аэропорта Владивосток.

В четвертый день автопробега нас покорило еще одно предприятие группы компаний «Востокцемент». Вот уже почти 62 года Дробильно-сортировочный завод производит базовые стройматериалы – щебень, скальный грунт, песок из отсевов для дорог, домов и значимых сооружений. Из последних заслуг ДСЗ нельзя не отметить появление долгожданной дороги Владивосток - Находка, содействие в строительстве Международного аэропорта Владивосток.

Завод расположен в поселке Заводском, работает с 1961 года. Месторождение дацитов «Пушкарев Ключ» позволяет производить материалы высокой прочности и морозостойкости, выдерживающие самые неблагоприятные условия. Конечно, особенности породы - далеко не единственное, что определяет качество продукции. Напомню: щебень - стройматериал, который нужно производить. И простой, казалось бы, технологический процесс оказывается далеко не таким простым, как его представляешь. Добыча начинается с производства буро-взрывных работ. За раз здесь, соблюдая нормы безопасности, можно взорвать до 50 тысяч кубов.

Экскурсия по производству начинается с участка «Северный-2». Это вершина карьера, где происходят вскрышные работы - грубо говоря, удаление верхних слоев сопки, за которыми прячутся полезные ископаемые. Затем в дело вступают экскаваторы и крупнотоннажные самосвалы. Камень попадает в первичный бункер, далее перерабатывается в щековой дробилке, раздавливается в конусной, потом процесс повторяется. А завершает производство рассев на грохотах - с помощью вибрационных сеток определяется фракция продукта, необходимый размер камня и так далее.

Перспективы предприятия удивляют. Один из карьеров разрабатывают вот уже несколько десятков лет, в планах продолжать еще лет 30. По словам управляющего Владимира Куренкова, на ДСЗ скоро будет установлена новая фабрика. Хотя с техникой и производственными линиями и сейчас все в полном порядке. После того как завод вошел в состав «Востокцемента», на постоянной основе ведется модернизация и обновление оборудования.


В основном сотрудники ДСЗ - жители Суражевки, Заводского, Артема. Работают как молодые специалисты, так и опытные сотрудники, трудятся целыми династиями. Среди последних гордость вызывают, например, семьи Серебряковых и Овечкиных. ДСЗ был и остается одним из градообразующих предприятий Заводского и на постоянной основе оказывает помощь поселку: продукция выделяется для отсыпки территорий и на другие нужды детским садам, спортивной школе, местному храму, отряду противопожарной службы. После снегопадов техника предприятия выходит на очистку поселковых дорог. Иными словами, здесь заботятся о комфорте не только сотрудников, но и жителей округа. В этом – социальная ответственность предприятия.


Добавим, что на территории есть современные зоны отдыха, как в лучших скверах Приморского края. Так же, как и на заводе «Спасскцемент». Из солнечного карьера уезжать, честно говоря, не хотелось. Но нас уже ждали на другой точке.
Логистика Приморья претерпела серьезные изменения и столкнулась с новыми вызовами. Грузооборот края продолжает расти, поэтому в четвертый день автопробега «Комсомолка» решила проверить, как обеспечивается хранение и транспортировка продукции.

Склады «Дельта-Сервис», расположенные в Артеме, обеспечивают грузооборот высокого уровня сервиса как для крупнейших предприятий региона и страны, где нужно вписаться в масштабные процессы, так и для небольших клиентов, требующих уникального отношения. Логистике, хитрой и упрямой науке, дали развернуться аж на 14 гектарах – на территории новенького логистического парка компании.

Логистика Приморья претерпела серьезные изменения и столкнулась с новыми вызовами. Грузооборот края продолжает расти, поэтому в четвертый день автопробега «Комсомолка» решила проверить, как обеспечивается хранение и транспортировка продукции.

Склады «Дельта-Сервис», расположенные в Артеме, обеспечивают грузооборот высокого уровня сервиса как для крупнейших предприятий региона и страны, где нужно вписаться в масштабные процессы, так и для небольших клиентов, требующих уникального отношения. Логистике, хитрой и упрямой науке, дали развернуться аж на 14 гектарах – на территории новенького логистического парка компании.

Ниша предприятия – хранение и перевозки с большим спектром услуг и высоким темпом грузооборота. Склады позволяют сохранять продукты питания с любыми требованиями к температурному режиму, соблюдая товарное соседство.

Диапазон сервиса логистического парка широкий: это и услуги 3PL (это хранение, обработка и доставка груза до конечного клиента – своего рода логистический аутсорсинг), кросс-док (прием, отгрузка и переконсолидация груза, происходящая в коротком промежутке времени), а также отправка по железной дороге.

Как управлять таким количеством груза? Ответ: транспорт, много транспорта. Экскурсию начали со строящегося технологичного гаража для обслуживания собственного грузового автотранспорта и машин сторонних клиентов. Автопарк «Дельта-Сервис» насчитывает 25 машин разной грузоподъемности. Все оснащены мультитемпературными установками для обеспечения доставки разных категорий продукции: заморозка, фреш, «охлажденка» и бакалея. Кстати, у предприятия свой железнодорожный тупик и две собственные ветки. Общая вместительность путей – 25 вагономест.

Но больше всего поражает другое. Инновационный склад-холодильник, расположенный здесь, работает не на фреоне, а на углекислом газе. Ключевое технологическое преимущество состоит в том, что холодильная установка способна обеспечить мультитемпературный режим – температуру в камерах можно поддерживать в диапазоне от +15 до -35 градусов. В складских помещениях можно «настроить» как легкую осеннюю прохладу, так и подобие Арктики. Причем поменять «климат» в течение короткого промежутка времени. На сегодняшний день это самая энергоэффективная и экологичная технология холодоснабжения.



Следят за процессами работы в компрессорной. Система мониторинга здесь имеет виртуальную версию, которая в режиме приложения установлена у сотрудников предприятия в телефонах и буквально с любой точки мира позволяет контролировать температурный режим на складе.

Кстати, мало кто задумывается о том, что перемещение внутри склада – чаще всего важнейший фактор в оперативности работы. Здесь предусмотрены площадки для комфортного въезда, разворота и перенаправления автомобилей, чтобы они не задерживались. Все это продумывают заранее.
- Такой взрослый «тетрис». В единицу времени нужно обработать и вход, и выход. Это зависит от внутрискладских процессов. Мы делаем все, чтобы минимизировать временной лаг, – рассказал Андрей Тищенко, директор по складской логистике.

Иными словами, на предприятии все продумано, включая безопасность (установлено более 200 камер по периметру) и аварийное электроснабжение (на территории резервные станции в 1,7 мегаватта). Ставим «отлично» новой команде, сформировавшей компанию в 2019 году. И уже новым составом профессионалов обновили находящиеся здесь склады и возвели новые.

Конечным предприятием, на котором побывали журналисты автопробега, стал Владивостокский морской торговый порт. Мы решили заглянуть в сердце грузооборота дальневосточного центра.

ВМТП – крупнейший порт на Дальнем Востоке, который обрабатывает любые виды грузов. Производственные мощности позволяют перегружать и контейнеры, и металлы, и сыпучие грузы, и новые, только с конвейера, автомобили. Территория порта занимает 3,2 километра побережья бухты Золотой Рог – солидную часть Эгершельда. В «снаряжении» ВМТП 15 причалов и железнодорожные линии.
Конечным предприятием, на котором побывали журналисты автопробега, стал Владивостокский морской торговый порт. Мы решили заглянуть в сердце грузооборота дальневосточного центра.

ВМТП – крупнейший порт на Дальнем Востоке, который обрабатывает любые виды грузов. Производственные мощности позволяют перегружать и контейнеры, и металлы, и сыпучие грузы, и новые, только с конвейера, автомобили. Территория порта занимает 3,2 километра побережья бухты Золотой Рог – солидную часть Эгершельда. В «снаряжении» ВМТП 15 причалов и железнодорожные линии.
В пункт пропуска прибыли после полудня. Без вопросов соглашаемся на вежливую просьбу надеть защитные каски и сигнальную одежду – как-никак уже научены после серии визитов на предприятия. С безопасностью здесь все строго, объект защищен со всех сторон. Слушаем инструктаж, получаем пропуска и отправляемся на импортных «китайцах» на причалы порта – в место, где и разгрузили наши авто, прибывшие из КНР.


- Китайский автопром стремительно занимает нишу на российском рынке, вытесняя остальных производителей. Машины приходят в Россию через разные транспортные коридоры, и мы используем их все. Везем автомобили через сухопутные погранпереходы по железной дороге, морем через Санкт-Петербург и, конечно же, через Торговый порт Владивостока. Совокупно для компании Haval через эти три коридора мы доставляем до 800 контейнеров в месяц. Доставка через дальневосточную столицу – золотая середина по соотношению стоимости, цены и пропускной способности в сравнении с другими путями доставки, – рассказал Антон Валуйский, замдиректора по управлению цепями поставок компании «ФЕСКО Интегрированный транспорт».


С контейнерами здесь управляются портовые краны. Эти силачи могут поднимать один контейнер длиной в 40 футов или две «двадцатки». И планируется обновление спецтехники, которое может усилить показатели вдвое. А в сумме здесь работает 29 кранов, из которых выделяются гигант «Либхер» грузоподъемностью 124 тонны и наши российские «Витязи» грузоподъемностью 63 тонны.


Отметим, на территории Торгового порта есть специализированное место – Владивостокский автомобильный терминал, который предназначен для обработки автомобилей. Но зачем же понадобилось отдельное предприятие внутри транспортной группы? ВАТ создан для объединения всех процессов, связанных с отправкой автотехники «комплексно»: от выгрузки машин в порту Владивосток до их отправки по железной дороге. Отсюда автомобили могут перевозить не только по России, но и в страны СНГ. Клиент получает полный спектр услуг в одном месте.




Все процессы контролируются оперативно-складским персоналом. Это операторы, тальманы (ответственные за учет груза), ж/д-технологи и технологи по флоту. Они планируют ход работ, причем все эти процессы оцифрованы. Контроль ведется через приложение, все доведено до автоматизма.


Автомобильный терминал работает вот уже 15 лет и не собирается останавливаться в развитии. Среди амбициозных планов - увеличение грузооборота и улучшение сервиса. Кстати, в сумме число ввозимых в дальневосточную столицу автомобилей выросло в два раза, и это только за первое полугодие 2023 года. За шесть месяцев таможенники оформили более 13 тысяч машин через Владивосток, и ВАТ остается одним из лидеров по приему, перевалке и транспортировке техники.

Текст: Руслан Новиков
Над проектом работали:
Татьяна Клановец, Юлиана Виноградова, Илья Кузнецов, Галина Кочеткова, Елена Клименко, Наталья Мощанецкая, Анастасия Рязанова, Павел Патрикеев, Ольга Костенко
Фото: Мария Каюрова
Видео: Степан Здоровенко, Елизавета Зеленская
Дизайн и верстка: Рязанова Анастасия
Made on
Tilda