Иркутский завод полимеров и БАМ: две параллельные истории
У каждого века — своя «стройка»
Любая железная дорога – это два параллельных рельса, убегающих вдаль, за горизонт…И, в очередной раз рассказывая о Байкало-Амурской магистрали, которая в этом году празднует свой полувековой юбилей, мы решили параллельно поговорить и об Иркутском заводе полимеров.

Оказывается, у этих обеих «строек века» есть очень много общего. Их объединяет даже география: Усть-Кут стал базой, отправной точкой прокладки магистрали. Имя этого города было у всех на слуху, слоган «БАМ – от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре» был знаком каждому школьнику. Сегодня Иркутский завод полимеров строится тоже в Усть-Кутском районе.

Еще одной причиной, по которой мы решили «запараллелить» эти две истории, стали люди, которые строили БАМ и те, кто сегодня строит Иркутский завод полимеров.
Иркутск
«Полимерно-бамовская» семья
– Мои дедушка и бабушка были участниками строительства БАМа. Бабушка, Нина Николаевна Сбитнева, после тяжелого детства, проведенного в военной Москве, приехала на стройку по комсомольской путевке в 1957 году, сменила много профессий, но ее главным призванием было преподавание, она много лет проработала в школе.

А дедушка, Михаил Кондратьевич, всю жизнь проработал на БАМе шофером, с того самого 1959 года, когда вернулся из армии. Оба они получили множество благодарностей и наград. Сейчас я участник масштабного проекта в родном городе. Это действительно повод для гордости. Ощущение, что твои родные трудились не зря и что сейчас ты тоже строишь будущее для нового поколения.
Ведущий специалист по охране труда и промышленной безопасности Иркутского завода полимеров
СВЯТОСЛАВ СБИТНЕВ
– В строительстве БАМа участвовали мои тесть с тещей – бамовцы-железнодорожники Валерий и Виктория Костюченко. Оба коренные жители Усть-Кута. В бамовские годы родные частенько не виделись по нескольку дней – а то и по целой неделе. Валерий Иванович был машинистом и постоянно пропадал в рейсах, а Виктория Петровна – железнодорожным связистом, и работала 12-часовыми сменами: то в день, то в ночь. За смену приходилось обрабатывать до 400 телеграмм, при помощи которых выстраивалась логистика перевозок по одноколейной железной дороге. Она получала текущую информацию от путейцев и передавала ее диспетчерам станции Лена, которые, в свою очередь, доводили ее до машинистов поездов. Работа очень сложная и ответственная: однажды, например, именно такая телеграмма предотвратила крушение поезда, когда обрушился железнодорожный мост через речку Паниху. А еще Виктория Петровна наизусть знала названия чуть ли не всех станций Советского Союза.

Когда слушаешь рассказы родных, понимаешь, что проект был большой и важный, такой же сейчас реализуем и мы. От этого становится интереснее и глаза начинают гореть.
Начальник цеха по ремонту электротехнического оборудования Иркутского завода полимеров
СЕРГЕЙ НЕКРАСОВ
– Мои дедушка и бабушка, Анатолий Афанасьевич Шабышев и Елена Антоновна Манзий, – строители БАМа и его ворот – Усть-Кута, где они возводили жилые дома, детские сады, школы, корпуса местного санатория и многие другие объекты. Причем оба оказались на БАМе и создали семью еще до официального начала строительства магистрали. Дедушка, окончив в 1941 году одно из профтехучилищ Белоруссии, по распределению поехал в далекую Иркутскую область строить железную дорогу. А бабушка приехала сюда с отрядом молодежи год спустя.

Познакомились они на станции Зяба в Братском районе, и по мере продвижения к Усть-Куту их строительно-монтажного поезда № 158 росла молодая семья: в 1963 году родился их старший сын. Правда, тогда эта семья еще не знала, что она не простая семья, а бамовская.

Я рада, что сейчас продолжаю дело своих родных и вношу вклад в развитие своего родного города!
Диспетчер управления проектами строительства инфраструктурных объектов общезаводского хозяйства Иркутского завода полимеров
АЛЕКСАНДРА КРАВЧЕНКО
Что было до?
И у БАМа, и у Иркутского завода полимеров есть официальные даты рождения.
День рождения Байкало-Амурской магистрали – 8 июля 1974 года.

Тогда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
А точкой отсчета Иркутского завода полимеров считается дата его официальной регистрации – 28 марта 2017 года.
Испытание суровым климатом
Первопроходцы БАМа вспоминали, что за 33 дня сквозь непролазную тайгу и 50-градусные морозы смогли пробить 64-километровую дорогу от Усть-Кута к месту будущего поселка Звездный.
Запись из дневника специального корреспондента газеты «Советская молодежь» Николая Кривомазова участника десанта первопроходцев.
Сегодня строители Иркутского завода полимеров также работают в условиях севера. Исходя из этих параметров, были предусмотрены и закуплены все материалы и оборудование. А все механизмы, которые требуют обслуживания или теплой температуры, находятся в зданиях.

При этом сотрудники в сильные морозы работают на улице всего несколько часов и в спецодежде, в которую входит термобелье, термошлемы, каски, шапки-ушанки, варежки, сапоги повышенной утепленности.

Бережное отношение к экологии типично и для строителей завода полимеров.
Бамовский медведь одобряет!
Сохранение биологического разнообразия и экосистем – в числе основных приоритетов завода полимеров. Тот «бамовский» медведь, берлога которого стала причиной для лишних километров зимника, точно одобрил бы такую экологическую политику.
Энтузиасты со всего мира
Еще одна общая черта, роднящая БАМ и Иркутский завод полимеров – их строили и строят энтузиасты со всего мира.

Например, в начале лета 1974-го в Усть-Кут прибыл строительно-монтажный поезд на базе объединения СМУ «СтавропольБАМстрой», работников для которого выделили все без исключения строительные организации и промышленные предприятия южного края. На общественный призыв откликнулись и студенческие стройотряды – 200 ставропольцев. В Усть-Куте за три года гости с юга построили целые микрорайоны. У местных жителей тогда даже появились понятия «старый» и «новый ставропольский» Усть-Кут.
– Всегда хотела стать артисткой, с малолетства в художественной самодеятельности, пою, танцую. В Холбосе была солисткой ВИА в клубе, перепела все песни из репертуара Софии Ротару. Но мама возмутилась: «Какая артистка?!» – «Ну тогда пойду в стюардессы!». Мне так хотелось быть на виду, красивая была. «А еще какая профессия нравится?» – «Ну, продавец» – ответила я, спустившись с небес.

На том и порешили: поступила в училище в Тайшете, где получила профессию продавца. На практику отправили в Братск. А весной 1974 года началось строительство БАМа. Как активистка, комсомолка и просто красавица мечтала поехать на стройку века, но мне было всего лишь 17 - таких молодых не брали.

– Но через год, в 1975-м, по направлению УРСа «Анграрстроя» меня и еще трех активных девчонок все же отправили на стройку в Звездный, – рассказывает Лариса Александровна. – В Усть-Куте на минутку заскочила к родителям, гордо сообщив, что еду открывать магазины на БАМе!
ЛАРИСА НОРИНА
– Я тогда только демобилизовался. Хотел поехать на Дальний Восток, в Находку. За направлением отправился в райком комсомола, а мне там сказали, что в Сибири начинается новое строительство, и предложили отправиться туда. Я согласился: в Сибирь так в Сибирь. Мне выписали комсомольскую путевку. Кстати, в ней написали, что я направляюсь на Всесоюзную комсомольскую стройку Байкал - Амур, позже ее назовут БАМом.
ГРИГОРИЙ КОВАЛЕНКО
– Влекла молодость, романтика, энтузиазм и желание вместе со всей страной реализовать грандиозный, амбициозный, как мы сейчас говорим, проект – построить в тайге города и поселки и населить их людьми. Построить новую жизнь! Мы тогда с горящими глазами брались за все новое, тем более что это было поручение партии и всего советского народа. Эти чувства я испытал в полной мере, хотя, честно скажу, на БАМ попал случайно – мне выпал счастливый билет.
ВИКТОР УСАЧЕВ
– Пришла телеграмма из Ленинградского обкома комсомола. Срочно набирают группу на стройку в Сибирь и от нашего города нужен один человек. А ты как раз подходишь по всем данным и уже уволился. Согласен?
– Мне все равно куда ехать.
– Учти, это очень далеко.
– Отлично! Чем дальше, тем лучше.
Подобных примеров хватает и в сегодняшней практике Иркутского завода полимеров: в Усть-Кут снова едут со всей страны для строительства большого проекта. В городе для комфорта сотрудников компания ведет и строительство современного микрорайона с развитой инфраструктурой. Это первые строительные работы в городе со времен Советского Союза. Проживать в новом микрорайоне смогут 3000 человек – работники завода полимеров с семьями. На площадке микрорайона площадью 25,7 га возведут 9- и 11-этажные дома, два детских сада, школу, спортивный комплекс и досуговый центр. Первые этажи зданий будут отведены под коммерческие объекты – магазины, кафе, салоны красоты, фитнес-студии. А пользоваться инфраструктурой смогут все жители Усть-Кута
– Релокаций в моей жизни было достаточно много, больше 10 лет я работаю на проектах в разных городах России. В Иркутскую область переехал в 2021 году, добирался из Москвы на машине, три дня до Иркутска плюс еще 8 часов до Усть-Кута. Понятно, что Усть-Кут – это не мегаполис, а небольшой северный город.

Сейчас у ИНК большие планы по развитию Усть-Кута. Думаю, что при такой заинтересованности город преобразится к лучшему, как это произошло с Тобольском. Там бизнес за короткое время превратил промышленную территорию в уютный город, куда охотно приезжают туристы.
Руководитель проектного офиса, Иркутский завод полимеров, приехал в Усть-Кут из Москвы
АЛЕКСАНДР ГАЛКИН
– До переезда пять с половиной лет проработала инженером в филиале компании «Башнефть». Никогда не задумывалась о переезде в другой город, а об ИНК впервые услышала, когда мне позвонили с предложением о работе. После этого стала искать информацию в интернете, прочитала про Иркутский завод полимеров, какой это масштабный и интересный проект, какая гигантская стройка развернулась в Сибири, куда едут люди со всей России, и поняла, что хочу быть частью этой истории. Муж меня поддержал, для него на заводе полимеров тоже нашлись подходящие вакансии. Тут как нигде чувствуешь себя частью огромной компании и проекта всероссийского уровня.
Главный специалист отдела сопровождения и контроля выполнения пусконаладочных работ Иркутского завода полимеров ИНК, приехала в Усть-Кут из Уфы
ЭЛИНА ИДРИСОВА
– В Усть-Кут я приехал из Анапы весной 2021 года. Решиться на переезд было несложно, я всю жизнь езжу по объектам газового и нефтяного бизнеса. Иркутский завод полимеров стал для меня семнадцатым по счету предприятием. Здесь я сопровождаю основные процессы строительства, контролирую установки от начала до передачи в эксплуатацию. Когда только приехал, было чистое поле, а сейчас практически готовый завод, к концу года планируется запуск. У нас сложился потрясающий коллектив – дружный, ответственный, профессиональный, у каждого из нас можно учиться, независимо от возраста.
Руководитель проектов строительства Иркутского завода полимеров ИНК, переехал в Усть-Кут из Анапы
ИГОРЬ ГОЛОВИН
– Об ИНК узнал осенью 2022-го, на Тюменском нефтегазовом форуме. Большой стенд с красивым макетом Иркутского завода полимеров сразу привлек внимание, стало интересно, что это за компания, что она строит. Реальность превзошла все ожидания: огромный масштаб, сложное оборудование, гигантские колонны. Такой город в городе, со своей инфраструктурой, жилыми поселками, столовыми и всем необходимым. Строительство идет полным ходом, ландшафт постоянно меняется, вырастают и запускаются новые объекты.

В ИНК созданы отличные условия для работы, профессионального роста, в том числе для молодых специалистов. Мне нравится, что здесь думают о людях – приятно работать в такой компании.
Инженер-технолог на Иркутском заводе полимеров ИНК, переехал в Иркутск из Тюмени
ЕГОР ВЕЛИЧКО
Не железной дорогой единой!
При строительстве БАМа со всей страны шли составы с материалами и оборудованием для строительства магистрали! Однако грузы шли не только по «железке» и это еще одна общая черта БАМа и Иркутского завода полимеров. Огромную роль и тогда, и сейчас играла и играет река Лена, давшая название усть-кутской железнодорожной станции.

Так, только в 1974 году водным маршрутом было перевезено около 23 тысяч тонн бамовских грузов: топливо, самосвалы, тракторы, трелевщики, шпалы, гвозди, цемент, гравий, вагончики для проживания и многое другое. А в 2020-м Лена сыграла огромную роль и в транспортировке крупногабаритных грузов на стройплощадку завода полимеров. Тогда стояла задача доставить туда оборудование, произведенное в Японии, Китае и Корее. При этом, вся логистическая операция проходила в период пандемии, что затрудняло многие процессы.

Наиболее тяжелым грузом оказался реактор полимеризации, весом около 600 тонн, а самым большим колонна выделения этилена длиной более 80 метров! На океанских судах груз доставили из южнокорейского порта Масан в бухту Тикси, к устью Лены. Переход по Северному морскому пути стал одним из самых рискованных этапов всей этой операции. Ледовая обстановка там позволяет провести работы только в определенные числа июля, и они были проведены день в день.
По прибытии барж в Усть-Кут оборудование выгружали гусеничными кранами грузоподъемностью 750 тонн на специальные самоходные тележки и балластными тягачами доставляли на площадку хранения. Специально для этого проекта потребовалось построить отдельный причал и участок дороги длиной больше 8 километров. Словом, такую операцию одобрили бы даже строители Северомуйского тоннеля на БАМе, ведь там тоже потребовалось решать массу нестандартных инженерных задач!
ЦИФРЫ БАМа:
  • Общая длина магистрали
    4278 километров, из них по Иркутской области проходит 1014 км
  • За всю историю строительства БАМа в нем участвовали свыше 2 миллионов человек
    В Иркутской области проживает более 3500 ветеранов-строителей магистрали
  • Дорога пересекает 11 полноводных рек, 7 горных хребтов
    Более 1000 километров пути проложено в районах вечной мерзлоты или высокой сейсмичности
  • На трассе пробито 8 тоннелей, построено 142 моста
    длиной более 100 метров, более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа
Площадь Иркутского завода полимеров
весом более 500 тонн, печи пиролиза, колонны закалки и очистки газа, 80-метровый этиленовый фракционатор и реактор полимеризации, доставленные из Южной Кореи в Усть-Кут по Северному морскому пути. Для логистической операции был построен причал, а также участок дороги длиной более 8 километров.
На заводе установлено самое современное крупнотоннажное оборудование
200 га
При запуске завода появится 1600 новых рабочих мест. Уже сейчас на предприятии работает более 900 местных жителей.
ИНК возводит жилой микрорайон – для сотрудников завода
Со времен строительства БАМа в Усть-Куте не вели жилую застройку. Сегодня ИНК возводит жилой микрорайон – для сотрудников завода полимеров и их семей. На площадке микрорайона площадью 25,7 га возведут 9- и 11-этажные дома, два детских сада, школу, спортивный комплекс и досуговый центр. Первые этажи зданий будут отведены под коммерческие объекты.
ЦИФРЫ
Иркутский завод полимеров

Стать частью новой истории можете и вы!

Стать частью новой истории можете и вы!
Телеграм
Вконтакте

Автор текста – Игорь Алексич.

Верстка – Дарья Костырина.

Фото: пресс-служба ООО «Иркутская нефтяная компания», архив «Комсомольская правда»–Иркутск,

Э. Брюханенко, Ф. Пилюгин.


Реклама. ООО "ИНК". ИНН 3808066311. erid: LjN8JuvYX

Made on
Tilda