«Туристы вновь полюбили сервис»

Тренды гостеприимства
в Республике Татарстан
«Туристы вновь полюбили сервис»
Тренды гостеприимства
в Республике Татарстан
Основатель гостиницы в исторической слободе поделился, как обстоят дела в туриндустрии и какие способы продвижения использует, чтобы выдерживать конкуренцию.
За восемь месяцев 2024 года Казань посетили около 3,2 млн туристов — это данные мэрии. По итогам года республиканская столица может побить исторический максимум по числу гостей. Рекорд был установлен в прошлом году — 4 млн туристов.

В Казани около 100 гостиниц и 135 хостелов. Единовременно эти объекты размещения могут принять порядка восьми тысяч гостей. Не так давно Казань пережила очередной бум строительства отелей: город готовился к Съезду БРИКС.

Сейчас в столице действует программа развития туризма (до 2027 года), планируется увеличить туристический поток до 5 миллионов человек в год.

В то же время сейчас средняя загруженность по году — 66%. Для сравнения, схожий показатель у Санкт-Петербурга, в Москве — на 10% выше. Однако летом, в дни крупных форумов и новогодние каникулы загрузка растет практически до 100%.
Притягательность Казани для туристов обусловлена несколькими факторами. Гости столицы Татарстана неизменно отмечают желание прикоснуться к богатому историческому наследию древнего города, погулять по оживленным улицам и площадям, посетить театры и музеи, хранящие культурные сокровища, попробовать местную самобытную гастрономию.
Среди других явных преимуществ республики — ее расположение. Аэропорт и вокзал принимают много рейсов, потому как используются в качестве транспортных хабов. Из Центральной России ведет скоростная трасса. В теплый сезон с юга, центра и Предуралья организуют круизы. Регионы Поволжья едут на правах соседей. Вполне адекватное время в дороге проводят автопутешественники с Урала (ехать около 14 часов).

Несмотря на благоприятную обстановку, которая складывается для региона с точки зрения туризма, в сфере гостеприимства остро стоит вопрос конкуренции. Для привлечения гостей бизнесу приходится вкладываться в маркетинг, продвижение, рост бренда. При этом балансировать расходы в условиях непростых экономических обстоятельств: высокой кредитной ставки, инфляции, нехватки сотрудников на рынке труда.
Профессиональным взглядом на индустрию поделился казанский отельер Артур Чахмахчев.
ОТЕЛЬ-ПАМЯТНИК
В историческом районе Казани — Старо-Татарской слободе — есть улица Зайни Султана. Она считается самой короткой в городе: 229 метров. Выходя на трамвайной остановке по Габдуллы Тукая, прохожие часто следуют по улочке к набережной озера Нижний Кабан.

Строение 12 по Зайни Султана называют домом Губайдуллиных. Здесь жил известный дореволюционный татарский историк Газиз Губайдуллин. А его отец Салих — был видным меценатом, купцом, владел доходными домами. Сейчас здание в реестре памятников культурного наследия. А внутри работает отель «Казан Султан». Так современная история здания стала параллелью судьбы его первого владельца.
Уже в наши дни здание пришло в упадок. Его выкупил предприниматель Артур Чахмахчев. Он рассказывает:
— Прежде чем открыть отель, нужно было привести здание в порядок. Чтобы оно не только по документам, но и внешне выглядело, как памятник. Работали долго и упорно — пять лет. Внутренняя планировка осталась неизменной, сохранили мраморный пол на первом этаже — сейчас это зона ресепшн. И исторический паркет на втором этаже. Каждый кусок «ёлки» вынимался, чистился и заново укладывался. До сих пор периодически продолжаем что-то реставрировать и улучшать.
Про казанскую гостиницу часто пишут в туристических блогах. «Обласкана» она и отзывами в сервисах онлайн-карт. Гости отмечают особую историческую атмосферу купеческого особняка, хвастаются, что им достался номер с уцелевшей лепниной. Туристы, которые останавливаются в отеле не в первый раз, замечают, что в гостинице нет ни одной похожей комнаты.
ДАЙТЕ ГОСТЮ СЕРВИС
Бизнесмен рассуждает, что портрет туриста претерпел изменения за последние несколько лет. На заре открытия гостиницы люди были более общительные». Персонал могли пригласить в номер, чтобы просто поболтать. С собой привозили гостинцы и одаривали персонал. Сейчас, по словам Артура, гость стал более закрытым.

Одно время среди путешественников был распространен тезис — «главное, чтобы в гостинице было где поспать, а дальше разберемся». Наш собеседник рассказывает, что сейчас гости вновь обращают внимание на сервис, дружелюбную атмосферу в отеле, чистоту, качество мебели в номере и его наполнение (фен, утюг, косметика, чайник и т. д.).

Гости часто обращаются с вопросами на ресепшн, просят совет: где купить сувениры и подарки, как добраться до конкретной достопримечательности, куда сходить. Ценится инициатива со стороны персонала: когда администратор сам решает поделиться советами для путешественников. Если клиент выбрал твой отель, то важно дать ему максимум. Гость должен почувствовать теплоту, заботу. И передать ее кому-то другому, чтобы и тот человек захотел остановиться в гостинице и ощутить это на себе.
  • Звездность гостиницы
    Она влияет на восприятие потенциальных гостей
    01
  • Транспортная доступность, расположение относительно деловой и туристической инфраструктуры
    02
  • Сайт бизнеса
    Визитная карточка отеля, даже если гости бронируют через агрегаторы. Он помогает клиентам больше узнать об отеле, проникнуться атмосферой и в конечном итоге подталкивает к принятию решения о том, где остановиться в поездке. Поэтому сайт должен выглядеть круто, «продаваемо». Иметь удобный интерфейс. Для соцсетей бизнеса действуют аналогичные правила.
    03
РЫНОК ИГРАЕТ
С ЦЕНАМИ
Комментируя статистику заполняемости средств размещения в Казани, предприниматель делает важное уточнение: отель с момента открытия действительно востребован. Однако сейчас наметился спад. Причина — появление новых игроков как раз перед минувшим съездом БРИКС. Конкуренция стала выше. При этом часть бизнеса, судя по всему, обладает неким финансовым запасом ресурсов. Поэтому может позволить себе держать низкую цену.

Основатель «Казан Султан» говорит, что в начале своей работы они тоже могли позволить себе «поиграть с ценами». Однако сейчас в этом вопросе нет прежней гибкости.
— За конкурентами раньше не следил, а сейчас приходится. Уж очень цены занижают, при этом не всегда выдерживается баланс с качеством, но клиентам это не объяснишь. На фоне демпинга со стороны конкурентов тоже снижаем цены. Но выбирая такую тактику, теряешь другую часть аудитории. Есть турист, которого буквально отталкивает низкая стоимость, объясняет Артур.
КАК ПРОДВИГАЮТ ОТЕЛЬ
Актуальный маркетинговый набор инструментов, с одной стороны, дает бизнесу возможности действовать по ряду направлений, работать с разными сегментами аудитории. С другой, каждый инструмент требует определенный уровень компетенций.
— Когда мы только открывались, то не до конца понимали, как выстраивать маркетинговую стратегию. К сожалению, мне тогда никто не дал совет привлечь для продвижения сторонние силы. Я тогда думал, что потрачу на поиск и привлечение специалиста финансовые ресурсы и время. Но не был уверен, что затраты окупятся. Сейчас понимаю, что на дистанции инвестиция в человеческий капитал вполне оправдана.
Артур поделился инсайтами, которые вынес для себя за время управления гостиницей.
Вести бизнес онлайн — удобно.
Но есть свои нюансы
Подавляющее большинство бронирований сегодня происходит через интернет, а не очно или по телефону. Причем бронируют не только на сайте отеля, клиенты находят гостиницы и через агрегаторы. Управляющему важно следить за актуальностью и единообразием информации на всех сервисах, где представлен отель.
Во-первых, чтобы не возникало ситуаций, когда один и тот же номер забронируют на разных площадках. Во-вторых, необходимо предотвратить несоответствие цен на номера отеля на разных платформах бронирования. Изменение цен на собственном сайте должно мгновенно отражаться на сторонних ресурсах, исключая ситуации, когда клиент бронирует номер по устаревшей, заниженной или завышенной стоимости. Это позволит избежать потери прибыли и привлечь больше клиентов.
Вести бизнес онлайн — удобно.
Но есть свои нюансы
Подавляющее большинство бронирований сегодня происходит через интернет, а не очно или по телефону. Причем бронируют не только на сайте отеля, клиенты находят гостиницы и через агрегаторы. Управляющему важно следить за актуальностью и единообразием информации на всех сервисах, где представлен отель.
Во-первых, чтобы не возникало ситуаций, когда один и тот же номер забронируют на разных площадках. Во-вторых, необходимо предотвратить несоответствие цен на номера отеля на разных платформах бронирования. Изменение цен на собственном сайте должно мгновенно отражаться на сторонних ресурсах, исключая ситуации, когда клиент бронирует номер по устаревшей, заниженной или завышенной стоимости. Это позволит избежать потери прибыли и привлечь больше клиентов.
Будущее за интернет-рекламой
Сегодня для гостиничного бизнеса интернет — самый эффективный канал продвижения. Иных тенденций не наблюдается. При этом на команду проекта ложится задача по определению наиболее эффективных инструментов и площадок для размещения. При всем многообразии форматов (публикации в СМИ, у блогеров, ведение соцсетей и т. д.) наиболее эффективным по соотношению «ресурсы бизнеса: привлеченные клиенты» является контекстная реклама — в блоках на сайтах и в поисковой выдаче.
Будущее за интернет-рекламой
Сегодня для гостиничного бизнеса интернет — самый эффективный канал продвижения. Иных тенденций не наблюдается. При этом на команду проекта ложится задача по определению наиболее эффективных инструментов и площадок для размещения. При всем многообразии форматов (публикации в СМИ, у блогеров, ведение соцсетей и т. д.) наиболее эффективным по соотношению «ресурсы бизнеса: привлеченные клиенты» является контекстная реклама — в блоках на сайтах и в поисковой выдаче.
Клиентов помогают искать профессиональные инструменты
Для управления рекламными кампаниями Артур использует Яндекс Директ. Сервис помогает максимально автоматизировать все процессы, определить бюджеты на продвижение и его сроки, настроить цели показов. Как итог: отель поднимается выше в поисковой выдаче, а потенциальный клиент видит рекламу и переходит по ней со сторонних сайтов и из соцсетей.
Клиентов помогают искать профессиональные инструменты
Для управления рекламными кампаниями Артур использует Яндекс Директ. Сервис помогает максимально автоматизировать все процессы, определить бюджеты на продвижение и его сроки, настроить цели показов. Как итог: отель поднимается выше в поисковой выдаче, а потенциальный клиент видит рекламу и переходит по ней со сторонних сайтов и из соцсетей.
КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ДОСТУПНЫ
C Яндекс Директом команда отеля познакомилась еще в начале проекта. Параллельно работали и с Яндекс Картами. Оба способа маркетологи ценят не просто за эффективность, но и за детальную статистику, по которой можно дать оценку выбранной стратегии.
— Когда открывали отель, не было понимания, что в рекламе эффективно. Общался со знакомыми, те советовали возможности Яндекса. Мы прислушались и начали работать с ними. Потом был период, когда перестали вкладывать бюджеты в эти сервисы, пробовали другие способы продвижения. Но по прошествии времени, проанализировав эффективность, вернулись к изначальной стратегии.
Денис Малявин

руководитель направления «Геореклама» в «Яндексе»
По данным исследования Яндекса, 81% пользователей Карт активно путешествуют по России, а треть путешественников используют онлайн-карты на этапе планирования своей поездки. Именно поэтому присутствие и продвижение в Картах становится неотъемлемой частью успешной digital-стратегии гостиничного бизнеса. Предпринимателям этот подход позволяет точечно таргетировать аудиторию по географическому расположению и их интересам, а клиенты смогут узнавать больше об организации: увидеть адрес, часы работы, контактные данные, фотографии интерьера и экстерьера, а также отзывы. Продвижение в Картах — эффективный инструмент для расширения клиентской базы и увеличения прямых продаж в гостиничной индустрии.
По словам отельера, инструменты Яндекса интуитивно понятны и удобны в использовании. Даже без собственного маркетингового отдела автоматизация и простая структура запуска кампаний позволяют быстро освоить систему и эффективно настроить рекламу.

Важное преимущество сервиса — возможность автоматического определения целевой аудитории. Благодаря накопленной big data («большие данные»), которая обучена на сотнях тысяч успешных рекламных кампаний, ресурс может функционировать и приводить клиентов даже без четкой сегментации аудитории со стороны заказчика.

Помимо собственного сайта и соцсетей, страница отеля на Яндекс Картах — важный инструмент продвижения. Она позволяет создать привлекательную витрину отеля, публиковать фото и видео, управлять отзывами и добавлять специальные кнопки — призывы к действию (например, «Забронировать»). Яндекс Карты также дают возможность проводить эксклюзивные акции и отслеживать их эффективность с помощью подменных номеров.
ПЛАНЫ
НА БУДУЩЕЕ
Артур задумался о пересмотре концепции гостиницы под формат бутик-отеля. В продвижении — продолжать «качать» онлайн рекламу и развивать сотрудничество с агрегаторами. Отельер придерживается профессионального кредо: любой вызов или начинание стоит воспринимать как задачу, которую нужно решить с использованием максимально удобных инструментов.
Реклама ООО «Яндекс» ИНН 7736207543 erid: 2W5zFJX6vQG