Мама и ее бизнес

Как краснодарская предпринимательница смогла создать успешное производство товаров для здоровья и красоты
Как люди приходят в бизнес? Этот вопрос не дает покоя многим. «А вдруг и у меня получится?». Конечно, точного ответа никто не даст. Но практика показывает, что часто залог успешного дела – заниматься тем, что ты действительно хорошо знаешь, что тебе интересно.

Именно такие люди становятся героями серии мероприятий Сбер Бизнес Live «Перезагрузка бизнеса», одно из которых прошло 29 апреля в Краснодаре. И именно их кейсы разбирают эксперты в поисках ответа на еще один вопрос: из каких составляющих строится бизнес и как его нужно развивать?

История предпринимательницы Виктории Шевченко из Краснодара – мамы четверых детей - показательна и удивительна одновременно. И, возможно, она многим поможет понять, как же все-таки становятся бизнесменами.
Дети как источник вдохновения
В 2017 году, когда у Виктории уже было двое детей, она всерьез увлеклась здоровым питанием и натуральными лекарствами. В каком-то смысле это было необходимостью – она столкнулась с обычными для каждой мамы вопросами. Как правильно кормить ребенка, какими средствами его лечить – чтобы они были натуральные и не навредили растущему организму. Такие вот «лайфхаки» для самой себя копились у Виктории довольно долго. И однажды она задумалась: а почему бы не сделать из этого бизнес?

Свое дело, пусть и небольшое, в тот момент в семье уже было – существовало созданное в 2013 году ООО «Солнце», производившее ягоды годжи, зеленый кофе и семена чиа. Масштабы были невелики. Но предпринимательница уже понимала, куда можно развиваться дальше.

Началось все с малого – производилось всего четыре вида детских растирок от кашля.
- Как и любая другая мама, я побаивалась давать ребенку антибиотики и какие-то другие серьезные лекарства. Ведь тот же самый кашель иногда можно вылечить другими, менее вредными способами. Начали вспоминать рецепты, которыми пользовались наши мамы. Увидев, что мои детки хорошо переносят такое лечение, решила запустить эти средства в производство. И первые отзывы покупателей на нашу продукцию оказались положительными. Наверное, это и укрепило в мысли, что мы выбрали правильное направление, - рассказывает Виктория.

Виктория
«Проблем не было, были испытания»
Помог и склад характера. По словам Виктории, любую трудность она воспринимает как возможность стать лучше и сильнее. Возможно поэтому и первые проблемы, с которыми она столкнулась в развитии своего дела, проблемами не считает. Для нее это просто шаги на пути к успеху. Но, если все же говорить о трудностях, то, по словам Виктории, самым непростым для нее было работать по схеме «продаж под реализацию», когда производитель просто передает часть продукции в магазины, а деньги получает только после того, как ее там продадут.
- Поначалу мы очень переживали, потому что было непонятно, будет ли товар пользоваться спросом, и когда нам за него заплатят. Но, к счастью, продажи пошли и мы начали масштабировать производство, - говорит Виктория.

Виктория
В условиях нестабильных финансовых потоков ситуацию спасало то, что в тот момент на предприятии не было сотрудников, кроме членов семьи. Но очень быстро пришлось набирать людей: расширялся ассортимент и росли объемы производства. Сегодня в «Солнце» трудится уже сорок человек.
Масштабировать производство и сбыт
Первой инвестированной в бизнес суммой стали 100 тыс. рублей. Они пошли на покупку сырья для производства, оплату коммунальных расходов и других издержек. Но постепенно аппетиты росли. Закупалось хоть и недорогое, но эффективное оборудование – например, аппарат «колокол» - устройство для смешивания и создания тех самых мазей под брендом «Бизорюк», которые теперь любят многие краснодарские мамы.

Сейчас «Солнце» имеет свою фабрику с 11 цехами, производящими более тысячи наименовании продукции. А также три собственных торговых точки в Краснодаре. И оборот у предприятия уже серьезный – 100 млн руб. в год.

Впрочем, на этом Виктория останавливаться не собирается. Спрос на продукцию большой, а значит, есть куда масштабироваться. В планах – открытие новой большой фабрики, а также развитие собственной розничной сети продаж и запуск своего интернет-магазина.
- А еще очень хотим зайти со своей продукцией в аптеки. Ведь у нас много «здоровых» и детских товаров, так что это было бы очень уместно. И планируем дальше расширять ассортимент. Мне кажется, чем больше он будет, тем динамичнее будет развиваться наша фабрика, - считает Виктория.

Виктория
Цели, которые ставит перед собой сама Виктория:
Выйти на выручку более 500 млн рублей в год;
Построить новую фабрику площадью около 3 тыс. кв. м.
До конца 2021 года открыть еще 15 собственных точек розничных продаж;
Зайти со своей продукцией в аптеки;
Начать экспортировать свою продукцию в страны СНГ – Казахстан, Узбекистан и Беларусь;
Запустить собственный интернет-магазин.
Что говорят эксперты Сбер Бизнес Live
Михаил Смолянов, предприниматель, основатель сервиса финансового учета «Финолог»
«Хотел бы похвалить Викторию за эффективность ее бизнеса. Недорогое оборудование и при этом хорошие обороты. Чаще бывает наоборот. А вот от намерения создавать свой интернет-магазин я бы ее отговорил. Все-таки это отдельный сложный бизнес, очень низкомаржинальный, но при этом требующий наличия различных компетенций. В этой сфере много проблем. Лучше делать то, что получается – заниматься производством. И искать тех, кто умеет продавать и будет реализовывать вашу продукцию за вас. Также я бы посоветовал брать самые важные продукты и «прокачивать» и продавать их как отдельные бренды – так людям будет понятнее, что именно вы предлагаете»
Игорь Манн, известный российский маркетолог
«Если честно, то я запутался в брендах бизнеса Виктории. Есть ООО «Солнце», есть «Бизорюк», а есть еще ее личный бренд, который она тоже продвигает. Тут нужно как-то определиться. Анализируя ассортимент продукции, я пришел к выводу, что он не является уникальным. Поэтому вам, Виктория, крайне важно ответить на вопрос: «Почему вы?». Почему люди должны выбрать именно ваш продукт? Что касается расширения ассортимента, на которое вы нацелились, то мне кажется, что имеющаяся тысяча позиций – это уже предел. Воспользуйтесь ven-анализом («жизненно важные, необходимые, второстепенные»). Задайтесь вопросом: какие из ваших продуктов имеют особенное значение для покупателей? И исходя из этого сократите ассортимент, оставьте то, что наиболее востребовано. Кстати о бренде. Я бы рекомендовал прокачивать ваш личный. Женщина с четырьмя детьми, сумевшая построить действующий бизнес – таких людей по пальцам можно пересчитать!»
Ирина Нам, основатель медицинской клиники DocBrain
«Поскольку вы сами являетесь производителем и планируете масштабироваться, я рекомендую подумать и об изготовлении собственной пластиковой тары. Сегодня это весьма прибыльный бизнес (рентабельность около 1000%), который при этом не требует больших инвестиций. Это бы позволило снизить издержки предприятия. Что касается масштабирования продаж, то я бы порекомендовала активно изучить существующие популярные маркет-плейсы и наладить с ними партнерство. В этом случае вам не придется оплачивать доставку товаров»
Елена Матус, владелец магазина женской одежды премиум-класса бренда Alexander Bogdanov
«Все-таки нужно определиться, кем быть – либо производителем, либо торговым домом. Поскольку одинаково успешно развивать оба этих направления крайне трудно. Мне кажется, что Виктории лучше сосредоточиться на производстве, а для расширения сети сбыта использовать такой инструмент, как франчайзинг. Благодаря этому вы получите те самые 15 магазинов, которые хотели открывать самостоятельно. Да, они не будут принадлежать вам, но это будет хороший рынок сбыта без излишних вложений средств»
Цели, рекомендованные экспертами:
Сфокусироваться на «детской» линейке как на наиболее ходовой. Создать «аптечку для каждой мамы» - набор самых популярных товаров – и продвигать ее как отдельный бренд;
Сделать брошюры для покупателей, в которых в понятной форме будет описано, что делает тот или иной продукт;
Создать новый сайт: привлекательный для аудитории и действенный с точки зрения продаж;
Сделать франшизу, чтобы решить проблему сбыта.
Как бизнес оценили зрители Сбер Бизнес Live
18%
сочли что нужны кардинальные изменения
35%
что в целом путь выбран правильный, нужны лишь кое-какие корректировки
47%
все хорошо, так держать!
Виктория Шевченко об участии в Сбер Бизнес Live
«Конечно, участие в мероприятии мне дало очень много. Прежде всего – понимание того, как развивать бизнес дальше. Я несколько раз пересмотрела запись моей встречи с экспертами и проанализировала каждый данный мне совет. Больше всего меня заинтересовала идея о создании набора «Скорая помощь для каждой мамы», куда можно было бы вложить три или четыре наших топовых позиции детских товаров – растирки, ингалятор и что-то еще. Думаю, это действительно хороший совет, так что теперь я думаю над тем, как воплотить эту идею. Так что спасибо СберБанку за возможность поучаствовать в этом мероприятии!»

Виктория
Татьяна Сергиенко, управляющий ПАО Сбербанк по Краснодарскому краю и Республике Адыгея:
Каждое третье предприятие в Краснодарском крае и Адыгее доверяет свой бизнес Сберу. Всего банк обслуживает в двух регионах 106 тысяч компаний микро и малого бизнеса. Мы осознаем, что сегодня бизнесу нужен не только классический банк, предпринимателям также нужны знания и простые способы их получать. Сбер Бизнес Live – одна из платформ, которая аккумулирует знания экспертов разных направлений и помогает нашим клиентам посмотреть на свое дело с разных сторон, увидеть сильные и слабые стороны и принять правильные решения для дальнейшего развития.

Одновременно с развитием образовательных платформ Сбер продолжает совершенствовать сервисы для предпринимателей. Мобильный банк «Сбер Бизнес Онлайн» - это удобный инструмент, которым наши клиенты пользуются с удовольствием. В приложении можно оформить заявку на кредит, подключить инкассацию, кредитную бизнес-карту (беспроцентный период в Сбере составляет 100 дней), даже зарегистрировать юрлицо и открыть счет можно онлайн.

Все это помогает нам оставаться одним из самых востребованных банков для бизнеса.

Татьяна Сергиенко
Руководитель проекта: Алла Сергеева
Автор текста: Михаил Лукашов
Дизайнер: Сергей Зверев
Made on
Tilda