Как закалялась связь: 20 лет
«мобильности» в Новосибирске
в тестах и картинках

20 лет назад, когда трава была зеленее сотовая связь из предмета роскоши стала превращаться в услугу для всех и каждого, в Новосибирской области заработал «Билайн». В 2002 году, открывая первые офисы в регионе, мы даже представить не могли, как прочно сотовая связь войдет в повседневную жизнь и как сильно изменит ее. В честь 20-летнего юбилея вспомним, с чего все начиналось.
Стоит отметить, что до 2000-х годов сотовая связь была доступна не всем. Тогда трудно было поверить, что спустя два десятка лет телефоны будут практически у всех жителей страны. Нашли для вас яркое тому подтверждение - цитату с воспоминаниями об основателе ПАО «ВымпелКом» Дмитрии Зимине из книги «Записки везунчика», которую написал первый региональный директор «Билайн» в Сибири Евгений Рубан.
По общей уже работе я с Зиминым встречался не раз, и были такие моменты, когда мне казалось, что он ненормальный. Вот пример из жизни, когда во время разговора с ним один на один, а мы часто проводили время в беседах вдвоем, он рассказал, что у них сейчас 750 абонентов, но уже подписали контракт с «Эриксоном» и ставят коммутатор на 10 тысяч абонентов. Я подумал: «Ну сдурел мужик! Где он возьмет столько народу с деньгами?
Евгений Рубан
основатель «Сотовой компании» (1994 год) - первого мобильного оператора Новосибирска, а затем, с 2001 года, региональный директор компании «Вымпелком» по Сибирскому региону.
Так выглядели первые магазины «Билайн» в Сибири. Помните?
Первые салоны «Билайн» в Новосибирске открылись по адресам: улица Добролюбова, 12; Вокзальная магистраль, 16; проспект К. Маркса, 2. При этом покрытие «Билайн» было не только в самом Новосибирске, но и в Ордынском, Чике, Коченево, Бердске, Искитиме и Колывани.
На момент открытия в городе и области были установлены 44 базовые станции - сеть была гораздо меньше той, что есть сейчас. Этого хватало только для небольшого количества абонентов, а из-за белых пятен часто приходилось искать место, в котором ловит связь. На сегодняшний день абоненты «Билайн» в Новосибирской области могут дозвониться до близких, находясь в пригороде или отдаленном районе региона (убедиться в этом можно с помощью недельного тест-драйва - если качество связи не устроит, мы вернем деньги). С недавно запущенной технологией VoLTE дополнительно было улучшено качество голосовых вызовов - технология создает эффект живого присутствия во время разговора.
Тест-драйв
Количество потребляемого трафика ежегодно растет, поэтому важно не только поддерживать связь, но и работать над ее дальнейшим развитием: строить новые вышки, увеличивать покрытие и емкость сети. Над этим непрерывно работают технические специалисты «Билайн», чтобы пользователи могли связаться с близкими и сказать им важные слова - например, поздравить с праздниками, напомнить, как их любят и ценят.
Я стал абонентом «Билайн» в феврале 2002 года. Первым моим телефоном был Siemens, покупал я его, скорее, для личного общения, не для работы. Тогда приобщиться к миру сотовой связи было, конечно, удивительно: стало проще общаться с друзьями, поддерживать контакт с близкими. Я бы сказал, что это изменило качество жизни в целом, вывело ее на другой уровень. Разумеется, за эти годы связь сильно повлияла на мои повседневные привычки: иногда я даже борюсь с собой, чтобы, например, меньше времени проводить в интернете. Но связь определенно сделала жизнь проще и удобнее.
Ярослав Ворошилов
один из первых абонентов «Билайн» в Сибири.
Так выглядели сим-карты, которые продавались в первых салонах городов Сибири в 2002 году.
За 20 лет связь стала настолько привычным явлением, что сейчас трудно представить человека, не пользующегося мобильным телефоном. Даже бабушки и дедушки за прошедшие несколько лет стали чаще использовать смартфоны - с их помощью удобнее оплачивать счета, находить нужную информацию и поддерживать контакт с родственниками. В 2000-х годах количество функций, поддерживаемых устройствами, можно было пересчитать по пальцам.
Современный смартфон - это маленький компьютер, с помощью которого можно делать практически все: снимать и обрабатывать качественные ролики, выполнять офисную работу, общаться с людьми из любой точки планеты.
20 лет назад люди только учились общаться в онлайне: использовали лайфхак с первыми бесплатными секундами, писали друг другу сообщения, стараясь вместить мысль в количество символов. Так как в одну SMS помещалось 160 символов латиницей или 70 символов кириллицей, некоторые предпочитали использовать транслитерацию.
Помните, сколько тогда стоило SMS?
Начать
Помните, сколько тогда стоило SMS?
Верно!
Да, стоимость в то время указывалась в условных единицах, но цена 1 SMS была меньше.
Если переводить в у.е., в эту сумму «помещалось» примерно два сообщения.
Узнать факт

Цена сообщения была одной для всех операторов, а стоимость звонка варьировалась в 2002 году от 0,12 до 0,22 у.е. за минуту разговора.
Интересный факт
В 2006 году в Минкомсвязи разработали регламент, согласно которому не должны тарифицироваться первые 3 секунды разговора. До этого момента бесплатными для абонентов «Билайн» были первые 6 секунд.
В современных тарифных планах все уже продумано с учетом потребностей абонентов. Сейчас при звонках в другой регион больше не нужно с опаской поглядывать на экран, подсчитывая в уме стоимость беседы: тарифные планы включают в себя безлимит внутри сети на территории РФ, большой объем минут на звонки абонентам всех операторов. Кроме того, некоторое время назад был отменен внутрисетевой роуминг, что позволяет абонентам передвигаться по стране и в любом регионе получать «домашние» условия.
Несмотря на то, что прошло 20 лет и принято считать, что с годами все только дорожает, в России операторам удается держать адекватную планку стоимости услуг сотовой связи. Согласно исследованиям, цены на связь в России - одни из самых дешевых в мире. Минимальная стоимость тарифного плана «Близкие люди» в Новосибирской области сейчас составляет 370 рублей. Давайте сравним, на что их хватало тогда и сейчас.
А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?
Начать
А вы помните, как в то время можно было пополнить баланс?
Верно! Изначально пополнить баланс можно было только с помощью карты оплаты. В 2002 году минимальный номинал такой карты составлял 10 у.е.
Узнать факт

Недостаточно развивать только качество связи - нужно работать над тем, чтобы услугами было удобно пользоваться. В первый год работы офисов продаж в Кузбассе очереди за платежными картами были нередким явлением. Сейчас пополнить баланс в разы легче: не нужно никуда идти - достаточно нажать пару кнопок в приложении «Мой Билайн» или подключить автоплатеж. Там же, в приложении, можно решать множество вопросов без посещения магазина: отслеживать расходы, менять тарифы, подключать номера семьи к своим пакетам минут и интернет-трафика.
Как мы раньше узнавали, сколько средств осталось на счете?
Начать
Как мы раньше узнавали, сколько средств осталось на счете?
Команда доступна и сейчас, но в приложении удобнее.
Узнать факт

Короткий номер 0611 родом из Сибири. Он стал использоваться в Новосибирске еще во времена работы первого мобильного оператора Новосибирска «Сотовая компания».
С годами абонентов становилось все больше, сеть развивалась, тарифные планы пересматривались, на рынке появлялись новые модели телефонов с цветными экранами. Вместе с этим появлялись и новые услуги.
Как во времена кнопочных телефонов можно было получить любимый рингтон?
Начать
Как во времена кнопочных телефонов можно было получить любимый рингтон?
Проверить
Узнать факт

Теперь в наших смартфонах десятки приложений, позволяющих слушать музыку онлайн, смотреть фильмы, читать книги. Есть даже специальные тарифы, в которые уже включены все нужные сервисы. А если нужного приложения в телефоне нет, его всегда можно скачать, не рискуя при этом оказаться в минусе.
Еще один большой плюс современности - мобильный интернет. Когда на рынке появились телефоны с возможностью выходить в сеть, пользоваться ей стали далеко не все: скорость WAP была низкой, ее хватало на просмотр сайтов с текстовым интерфейсом и чтение почты, при этом стоимость пользования была достаточно высокой. Существующая сегодня сеть 4G позволяет смотреть со смартфона фильмы в высоком качестве, общаться по видеосвязи, играть в игры и скачивать объемные файлы, не подключаясь к домашнему Wi-Fi.
Сколько важных слов абоненты сказали друг другу за эти годы в сети «Билайн»! А сколько еще будет сказано! Мы в «Билайн» непрерывно работаем на тем, чтобы у наших клиентов была возможность оставаться на связи онлайн в разных ситуациях, чувствовать друг друга даже на огромных расстояниях. Пусть весь объем работы, который мы реализуем, а порой и результаты остаются незаметными простому абоненту. Но, пожалуй, это и есть показатель высокого качества связи: когда ты пользуешься ей и не задумываешься. Ты уверен в ней здесь, сейчас и в будущем.
Сергей Бубен
директор Новосибирского отделения «Билайн»