100 лет на службе России: контрольно-ревизионные органы Минфина России отмечают юбилей
В год 100-летия контрольно-ревизионных органов Федерального казначейства - об историческом прошлом и важных перспективах развития

Деньги должны работать эффективно
История становления и развития финансового контроля в Пермском крае
Деньги любят счет. Деньги должны работать. В частности - помогать выполнять важные для общества задачи.
Для того, чтобы государственные средства расходовались наиболее эффективно, строго по назначению и без задержек, в стране была создана и постоянно совершенствуется соответствующая система.
В этом году, 23 октября, в нашей стране, в том числе и в Прикамье, будут отмечать 100-летний юбилей Контрольно-ревизионных органов Минфина России.

Давайте вспомним историю их создания. Проследим, как изменялись их структура и задачи в ходе смены исторических эпох.

Страницы седой старины
Первые исторические сведения об учреждениях с функциями государственного контроля относятся ко второй половине XVII века. В 1654 году учреждается Счетный Приказ для проверки раздачи полкового жалования во время войны, на него же возлагается задача обревизовать Большую Казну за 50 лет.

В известной мере может быть признана контрольным органом так называемая Ближняя Канцелярия, образованная Петром Великим в 1699 году. А уже в 1718 году для «счета всех государственных доходов и расходов» была учреждена Ревизион-Коллегия, следящая за «соответствием операций законным основаниям для их производства».

Послереволюционный период
После Октябрьской революции 1917 года, свергнувшей монархию в России, финансовая система страны подверглась коренным преобразованиям.
Функции предварительной и фактической ревизии хозяйственной и финансовой деятельности всех ведомств были возложены на созданный в 1917 году Народный комиссариат государственного контроля.

В 1920 году он был реорганизован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции, что должно было усилить механизм воздействия классового контроля в процессе создания новой финансовой системы. Этот орган следил за соблюдением законности и точным исполнением принятых инструкций и положений, регулирующих финансовую деятельность всех советских организаций и учреждений.

Год рождения
Постановлением Правительства СССР от 23 октября 1923 года создается Финансово-контрольное управление при Наркомате финансов с аппаратом на местах. Именно с этой даты начинается официальный отсчет о деятельности Контрольно-ревизионных органов Минфина России.

Управление возглавил А. А. Новицкий, ранее занимавший должность начальника Сметно-бюджетного управления Наркомата финансов СССР.

21 декабря 1923 года были утверждены «Положение о Финансово-контрольном управлении» и «Общие правила финансового контроля», определяющие основные задачи в области ревизионной работы: проведение сплошной и своевременной документальной проверки исполнения государственного бюджета, контроль за соблюдением бюджетной дисциплины, борьба за экономию государственных средств.
Финансово-контрольное управление при Наркомате финансов СССР постепенно перестраивало методы работы, стремясь не только осуществлять проверку расходов, но и оценивать оперативную работу подконтрольных учреждений. Это привело к дублированию работы госфинконтроля и Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, и в начале 1930 года пришлось решать вопрос о сокращении числа контрольных органов.

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 1 февраля 1930 года органы госфинконтроля, входившие в состав Наркомата финансов СССР, наркоматов финансов союзных республик и их местных органов, упразднялись. Финансово-контрольное управление было ликвидировано. Функции упраздненного органа исполнялись Наркоматом Рабоче-крестьянской инспекции СССР.

А уже в 1937 году было создано Контрольно-ревизионное управление Минфина СССР, в состав которого вошли местные Контрольно-ревизионные органы.

Финансовый контроль в Прикамье
Становление финансового контроля на территории Пермской губернии начинается с установления советской власти в 1919 году.

Создается губернский финансовый отдел. К началу 1920 года губфинотдел имел 6 подотделов: кассовый, контрольный, кооперативный, сметной бухгалтерии, а также главную бухгалтерию и секретариат.

В ноябре 1923 года территория Пермской губернии вошла в состав Уральской области. Город Пермь стал окружным центром Уральской области. В декабре начал функционировать Пермский окружной исполнительный комитет. Окрисполком имел в своем составе финансовый отдел, который делился на подотделы: общий, налоговый, госдоходов, местных финансов и приходно-расходную кассу.

Постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 23 июля 1930 года Пермский округ был ликвидирован с оставлением районов в прежних границах и подчинением их Уральскому исполнительному комитету. Пермский окрисполком прекратил свою деятельность, город Пермь стал районным центром Уральской области.

В октябре 1938 года Президиумом Верховного Совета СССР была образована Пермская область с центром в городе Пермь. 27 ноября 1938 года на должность старшего контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Народного комиссариата финансов СССР по Пермской области принят Н. Ф. Зенков.

Послевоенное время
На начало 1947 года в штате Контрольно-ревизионного управления по Молотовской области (Пермская область в период 1940—1957 гг.) состояло 44 человека, из них: в областном аппарате — 6; в окружном (Коми-Пермяцкий округ) — 2; в городском аппарате (города Кизел, Краснокамск, Соликамск, Кунгур, Лысьва) — 5; в районном аппарате — 31.

В соответствии с решением Коллегии Министерства финансов РСФСР
от 23 октября 1956 года и Указанием Министра финансов РСФСР от 3 ноября 1956 года № 13 105 на базе аппарата Главного контролера-ревизора в Молотовском областном финансовом отделе с 1 декабря 1956 года организован Контрольно-ревизионный отдел. В этом отделе были объединены работники Контрольно-ревизионного аппарата Контрольно-ревизионного управления, ревизоры по госдоходам, налогам, штатам и материально-техническому снабжению — всего в 29 человек, в том числе начальник отдела, его заместитель, секретарь и 26 сотрудников, используемых на ревизионной работе. Начальником Контрольно-ревизионного отдела назначается А. П. Байбарин.

Весь ревизорский состав был разделен на 4 бригады, одна из которых в количестве 5 человек использовалась главным образом на ревизиях в хозорганах, а остальные — по 7 человек — на ревизиях исполнения райгорбюджетов.

В 1958 году аппарат Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по Пермской области вышел из состава областного финансового отдела. Штатная численность аппарата составляла 38 человек (главный контролер-ревизор, его заместитель, 9 старших контролеров-ревизоров, 26 контролеров-ревизоров и 1 секретарь). Главным контролером-ревизором Контрольно-ревизионного управления назначается Ю. Н. Зенков.

С 1962 по октябрь 1987 года аппарат Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РСФСР по Пермской области возглавляла Нина Яковлевна Нагуманова, работавшая ранее заведующей Краснокамским отделом финансов горисполкома.

Имея штатную численность в среднем 100 человек, ревизионный аппарат проводил с выездом в командировки комплексные ревизии исполнения бюджетов городов и районов области, ревизии учреждений на предмет законности, сохранности и эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, работники аппарата постоянно осуществляли ревизии и проверки по заданиям правоохранительных органов.

Рыночная экономика
После ухода Нины Яковлевны Нагумановой на заслуженный отдых с ноября 1987 года аппарат Главного контролера-ревизора возглавила Нина Алексеевна Коркодинова, работавшая до этого заведующей Лысьвенским отделом финансов горисполкома.
С переходом в конце 1980-х годов на рыночные отношения увеличилось количество нарушений в экономической сфере, что потребовало увеличения количества ревизоров. Проводя комплексные ревизии и проверки исполнения горрайбюджетов, ревизии бюджетных учреждений, аппарат тесно взаимодействовал с правоохранительными органами, больше стало проводиться ревизий и проверок организаций и предприятий негосударственных форм собственности.
Проводимые экономические реформы отразились и на контрольно-ревизионной деятельности.

В сентябре 1997 года аппарат Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Минфина России по городу Перми в полном составе перешел в Финансовое управление администрации города Перми. Большинство городских и районных ревизоров также были переведены в Финансовые отделы администраций. По состоянию на 1 марта 1998 года при штатной численности 140 человек фактически работало 63 человека. Непосредственно в областном аппарате из 33 человек осталось 6.

Коренные преобразования
Дальнейшее развитие рыночных отношений в России потребовало коренной реорганизации системы государственного финансового контроля.
Правительством Российской Федерации в 1998 году были организованы контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъектах Российской Федерации (территориальные Контрольно-ревизионные управления), утверждено Положение о Контрольно-ревизионном управлении Минфина России в субъекте Российской Федерации.

По приказу Минфина России от 19 августа 1998 года № 154 на базе аппаратов главных контролеров в качестве территориальных органов министерства в субъектах были созданы контрольно-ревизионные управления Минфина России со статусом юридического лица.

В состав Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Пермской области вошел аппарат Главного контролера-ревизора Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Коми-Пермяцкому автономному округу. Общая штатная численность управления составила более 100 человек. Руководителем Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Пермской области был назначен Михаил Иванович Иванов, до реорганизации работавший Главным контролером-ревизором Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Пермской области и сменивший на этом посту Нину Алексеевну Коркодинову. В состав управления входило 11 отделов с общей численностью 102 человека.
В январе 2002 года приказом Минфина России руководителем Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Пермской области назначен Анатолий Васильевич Полежаев.

Очередной этап реформирования
Следующим этапом реформирования органов государственного финансового контроля стал 2004 год.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 Департамент государственного финансового контроля Минфина России, территориальные контрольно-ревизионные управления, а также Департамент валютного контроля России вместе с региональными управлениями валютного контроля были выведены из структуры Минфина России и на их базе сформирована Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которой переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Минфина России.

Административная реформа привела к существенному повышению роли контроля в системе государственного управления, в том числе государственного финансового контроля (бюджетного контроля) в системе управления государственными финансами. Основной эффект от административной реформы был достигнут за счет разделения правоустанавливающих функций, функций по управлению имуществом и оказанию услуг и контрольно-надзорных функций.

В результате реорганизации 15 июля 2004 года в Пермской области было создано Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора — правопреемник Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Пермской области, руководителем управления был назначен Анатолий Васильевич Полежаев.

В связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 25 октября 2005 года № 227 Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Пермской области было переименовано в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае.
26 декабря 2011 года руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае назначена Марина Борисовна Бобкова.

Новые подходы
В 2016 году наступило время очередных перемен для государственного финансового контроля. Ориентированная только на выявление нарушений система не работала на достижение эффективности расходования бюджетных средств. С учетом постоянного развития механизмов исполнения бюджета и внедрения ряда новшеств, позволивших усилить контроль за расходами, повысить оперативность и прозрачность платежных операций, возникла необходимость в совершенно новых подходах к организации контрольной деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года № 41
«О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» была упразднена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, функция по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере передана Федеральному казначейству.

Коллектив Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пермском крае, в целях обеспечения сохранения кадрового потенциала упраздненного ведомства, перешел в Управление Федерального казначейства по Пермскому краю.

В настоящее время Контрольно-ревизионный блок Управления Федерального казначейства по Пермскому краю состоит из трех отделов: Контрольно-ревизионного в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы, Контрольно-ревизионного в социально-экономической сфере, непосредственно осуществляющих контроль в финансово-бюджетной сфере, и Организационно-аналитического, задачами которого являются: документальное, техническое и информационно-аналитическое сопровождение контрольной деятельности.
При исполнении полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере
Контрольно-ревизионный блок Управления Федерального казначейства по Пермскому краю плотно взаимодействует с органами внутреннего государственного и муниципального финансового контроля Пермского края, правоохранительными и силовыми ведомствами Пермского края.

Материал подготовлен начальником Контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Контрольно-ревизионного блока Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Константином Асыловым.

«Умный контроль» сделает расходование средств более эффективным
Чему служит цифровая трансформация государственного финансового контроля
В этом году исполнится 100 лет со дня образования контрольно-ревизионных органов. На всем протяжении своего существования они играли ключевую роль в защите интересов бюджетной системы и выполняли важную государственную функцию для обеспечения экономической стабильности и устойчивости государства.

Новый этап развития
Контроль за правильностью использования бюджетных средств является обязательным элементом государственной политики любого государства. Сфера государственного финансового контроля в разные периоды своего развития преследовала разные цели, обусловленные экономической и политической ситуацией внутри страны.

В повседневную жизнь современного общества непрерывно интегрируется процесс цифровизации. Не остались в стороне от цифрового развития и финансовые институты государственного сектора экономики.

На современном этапе повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности невозможно без развития информационных систем и интеграции цифровых технологий в уже существующие бизнес-процессы.

Информационные технологии позволяют повысить прозрачность и достоверность контрольных мероприятий, сократить сроки их проведения, а также проводить оперативный контроль и мониторинг результативности и эффективности расходов.
Новый этап развития цифрового государственного финансового контроля предусмотрен ведомственным проектом Минфина России «Электронный СМАРТ-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений», участником которого является Федеральное казначейство.

Целями ведомственного проекта Минфина России являются:
  • 1
    повышение прозрачности и обоснованности бюджетных ассигнований путем установления к 2025 году нового формата обоснований бюджетных ассигнований - прозрачный механизм расчета и учет результатов предоставления ассигнований для качественного планирования расходов федерального бюджета и оперативного принятия управленческих решений по его исполнению;
  • 2
    создание к 2027 году единой электронной системы формирования данных учета и отчетности государственных финансов - консолидация учетной информации о государственных финансах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • 3
    создание к 2027 году единой электронной СФАД-среды автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы в целях повышения эффективности и качества управленческих решений.

Нарушения удастся предотвращать
Государственной программой Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 15 апреля 2014 года № 320 (с изменениями и дополнениями), также предусмотрено развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля за счет в том числе: усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества, достоверностью отчетности о результатах реализации государственных программ, выполнения государственных (муниципальных) заданий; внедрения предупреждающего риск-ориентированного дистанционного смарт-контроля и мониторинга в финансово-бюджетной сфере (контроллинга); цифровизации процесса осуществления государственного (муниципального) финансового контроля и снижения нагрузки на подконтрольную среду.
«Умный контроль» предполагает не только автоматизацию максимально возможного количества контрольных инструментов и процедур, но и объединение на единой платформе различных отраслевых информационных систем и баз данных.
В понятие смарт-контроля вкладываются ключевые для финансового контроля характеристики, а именно — контроль должен быть сервисным, мотивирующим, адаптированным, цифровым, риск-ориентированным. Все это в целом можно выразить одним словосочетанием — «умный контроль».

Система смарт-контроля снизит административную нагрузку за счет комплексного электронного документооборота и невидимого присутствия цифрового контролера. В единую цифровую платформу для бюджетных процессов планируется «встроить датчики», которые будут оперативно реагировать на изменения подконтрольной среды и выявлять риски. Этот механизм нацелен на предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере, в отличие от действующей системы, которая выявляет уже свершившиеся нарушения.

Цифровизация электронного документооборота неизбежна. Одна из основных ее задач — обеспечение качественной и оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений на различных уровнях государственного управления, начиная от учреждения и заканчивая решениями в масштабах государства. Переход на применение электронных первичных учетных документов, формирование их по принципу однократного ввода информации обеспечивают оперативность и достоверность информации.

В системе электронного смарт-контроля (контроллинга) будут аккумулироваться консолидированные данные о государственных финансах на основании информации, загружаемой в такую систему каждым государственным и муниципальным учреждением. Практически все процессы финансово-хозяйственной деятельности учреждения станут прозрачными для любого из пользователей такой системы, включая органы финансового контроля различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Переход на применение электронных документов для учреждений означает, прежде всего, оптимизацию всех бизнес-процессов внутри учреждения, повышение финансовой дисциплины, включая максимальное сокращение сроков подготовки и оформления всех финансово-хозяйственных операций.

Повысится финансовая дисциплина
Для реализации поставленных задач Минфин России 17 октября 2022 года подготовил проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Планируется расширить перечень методов осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, добавив к ним еще три: наблюдение, экспертно-аналитическое мероприятие, финансово-бюджетный контроллинг.

Это будут методы предварительного контроля, их применение позволит предупреждать бюджетные нарушения. Реализовать такие методы контроля планируют посредством анализа информации из различных ГИС/МИС, а также полученной в ходе межведомственного взаимодействия.
По итогам проведения указанных мероприятий орган финансового контроля будет выдавать соответствующие документы: предостережение, предупреждение, рекомендации, мотивированное мнение.
Планируется, что изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации вступят
в силу с 1 января 2025 года.
Это будут методы предварительного контроля, их применение позволит предупреждать бюджетные нарушения. Реализовать такие методы контроля планируют посредством анализа информации из различных ГИС/МИС, а также полученной в ходе межведомственного взаимодействия.
По итогам проведения указанных мероприятий орган финансового контроля будет выдавать соответствующие документы: предостережение, предупреждение, рекомендации, мотивированное мнение.
Внедрение указанных методов контроля как раз и станет одним из элементов создания единого электронного ресурса автоматизированного контроллинга, анализа
и учета госфинансов в рамках проекта «Электронный смарт-контроль (контроллинг)
и учет государственных финансов для управленческих решений".

Всеобъемлющая трансформация позволит выйти на новый уровень взаимодействия между органами контроля всех уровней. А чтобы достичь заданной цели, необходимо разработать унифицированные подходы и стандартизировать деятельность, встроить цифровые контрольные точки в финансово-бюджетные процессы.
Экспертное сообщество уже не раз обсуждало на различных дискуссионных площадках техническое применение, методологию и приоритеты использования смарт-системы, которая должна предотвращать нарушения бюджетного законодательства.

Ведомственный проект «Электронный смарт-контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений», который Минфин России реализует с начала 2022 года, призван полностью изменить парадигму финансового контроля к 2027 году.


Материал подготовлен заместителем руководителя УФК по Пермскому краю Ольгой Митрополит.

Риск-мониторинг позволяет выявлять риски нарушений
В сфере закупок товаров, работ и услуг делается акцент на предупреждающий финансовый контроль
В этом году контрольно-ревизионные органы Министерства финансов Российской Федерации отмечают 100-летний юбилей.

На сегодняшний день перед Федеральным казначейством стоят задачи по трансформации контрольной деятельности. В частности - по смещению акцента с контроля «пост фактум» на предупреждающий путем внедрения в практику элементов риск-ориентированного подхода.

Миллионы контрактов на триллионы рублей
Федеральное казначейство в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе наделено полномочиями по контролю в сфере закупок в целях установления законности составления исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности.

Казначейство России является оператором Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) - самого крупного и востребованного ресурса для заказчиков, поставщиков (подрядчиков) и представителей органов контроля.

Так, в 2022 году в ЕИС размещена информация о 3,2 млн. контрактов на сумму 11,31 трл. рублей, в том числе о 56,2 тыс. контрактов на сумму 159,5 млрд. рублей, заключенных в Пермском крае.

В режиме реального времени
Важным этапом в развитии инструментов риск-ориентированного подхода при осуществлении контроля в сфере закупок и перехода к системе compliance, стал запуск в 2022 году модуля Риск-мониторинга в подсистеме ЕИС, с помощью которого минимизированы трудовые и временные затраты органов контроля при анализе закупок на предмет выявления рисков и нарушений.

Данный модуль в режиме реального времени автоматически выявляет отдельные признаки и риски нарушений в части правил нормирования, обоснования начальной (максимальной) цены контракта, определения поставщика и заключения контракта, нарушений требований к исполнению контракта и условий контракта, изменений условий контракта.
Как отмечал заместитель руководителя Федерального казначейства, доктора экономических наук Эли Абубакарович Исаев, «мы должны стремиться осуществить проверку на тех объектах, где реально усматриваются риски совершения нарушений».
С внедрением функционала Риск-мониторинга появилась возможность увидеть показатель, отражающий количество, вероятность и существенность выявленных рисков и признаков нарушений в структуре закупок конкретного заказчика, а также сформировать рейтинги и анти-рейтинги контрактов, заказчиков и поставщиков.

Риск-мониторинг позволяет снять вероятность совершения нарушения путем взаимодействия органа контроля с заказчиком без проведения контрольного мероприятия. Появляется возможность сделать плановые и внеплановые контрольные мероприятия более точечными, сократить трудозатраты контрольных органов и снизить административную нагрузку на субъект контроля.

Система будет совершенствоваться
На сегодняшний день доступ к Риск-мониторингу имеет не только Федеральное казначейство, но и органы государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Счетная палата Российской Федерации, Контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и органы прокуратуры.

В планах Федерального казначейства - создание для каждого заказчика интерактивных панелей с аналитикой по его закупкам с целью выявления и анализа рисков нарушений. Совершенствование ЕИС путем внедрения электронного актирования, автоматизированного формирования распоряжения о совершении казначейского платежа на основании документа о приемке в электронной форме предполагает, что подсистема Риск-мониторинга на постоянной основе будет наполняться новыми рисками и будет оставаться эффективным инструментом реализации риск-ориентированного подхода для контроля в сфере закупок.

Материал подготовлен Евгенией Степановой, начальником Контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Пермскому краю


Фотоматериал: Гусева Евгения, Ленц Мария, Фролов Михаил,
perm.roskazna.gov.ru, ru.wikipedia.org, freepik.com