Спасибо, учитель!
Почему в школах и детских садах «Кошелев-Проекта» нет текучки кадров
Рассказываем, чем живут педагоги в «Кошелев-Проекте» и как они пришли в свою благородную профессию.

В конце сентября наша страна отмечает День воспитателя, в начале октября – День учителя. В свой профессиональный праздник подводят итоги работы и педагоги нового района Самары – «Кошелев-Проекта». Району чуть более 10 лет, поэтому все школы и детские сады здесь новые, с иголочки. Тем не менее, свои традиции уже есть и у этих образовательных учреждений – школьники и дошкольники поздравляют своих учителей и воспитателей, благодарят их за чуткость и терпение. О том, как становятся педагогами, осенний лонгрид «Комсомолки».

Воспитатель – это призвание

Наталья Кудряшова работает в детском саду 32 года и ни разу не пожалела о выборе профессии
Наталья Кудряшова стала педагогом благодаря папе – когда девушке было 15, он отвез ее в педучилище. Многие из нас не раз убеждались, что родители лучше знают, что подойдет их детям. Не ошибся и отец будущей воспитательницы, увидев в дочке задатки хорошего педагога – ответственность, терпение и любовь к малышам. Отучившись в Бугульме, Наталья вернулась в родное село – станцию Клявлино - и в 18 лет переступила порог детского сада «Солнышко» в качестве воспитательницы. Спустя 28 лет Наталья Владимировна уже трудилась здесь заведующей, когда дочери решили – пора переезжать в Самару. Старшая, Кристина, уже давно работала в областной столице в МВД, а младшей Александре пришло время выбирать профессию. Так три года назад Наталья оказалась собственницей квартиры в «Кошелев-Парке».
- Я выбрала этот район, потому что по атмосфере он похож на место, в котором я привыкла жить – здесь нет промышленных предприятий, поэтому чистый воздух, нет шума и суеты, - призналась Наталья Владимировна. – К центру Самары близко, однако ездить туда необязательно, все есть на месте – магазины, школы, детские сады. Очень комфортно и удобно!
Специалисты нужны везде, а в сфере образования – особенно, так что проблем с работой не возникло. Первое время воспитательница трудилась в детском саду «Янтарик», а сейчас в «Самоцветах» - новеньком дошкольном учреждении, сданном в эксплуатацию всего полгода назад в ЖК «Город чемпионов», рядом со строящимся ЖК «Сити-Парк».
- Это детский сад, построенный с учетом всех современных требований и оснащенный по последнему слову, - улыбается Наталья Кудряшова. – Когда впервые прошлась по помещениям, рыдать хотелось – такое здесь удобство и уют. Здесь только лифтов аж три штуки – для поднятия пищи, чистого белья и грузов. Конечно, с моим родным «Солнышком» его не сравнить: там маленький садик на 6 групп, а здесь два корпуса. В первом воспитываются 390 ребятишек в 18 группах, сейчас открывается второй корпус на 350 детей – как раз идет зачисление.
В «Самоцветах» Наталья Кудряшова работает методистом. По большому счету, ее воспитанниками сегодня являются не дети, а воспитатели. Наталья преподает педагогам новые образовательные программы, а на первом этапе учит самой сути работы воспитателя.
- Воспитатель – это тот, кто создает фундамент человека, - считает Наталья Владимировна. – Он важен и для ребенка, и для общества – очень многое зависит от того, кто встретится человечку в начале жизненного пути. У нас подобрался замечательный коллектив. Кому-то поначалу может не хватать опыта, практики, но это дело наживное. Главное – это призвание, без него в садике невозможно работать. И с детьми тяжело, и родители современные сложные, и образовательные программы трудные, очень много требований предъявляется к воспитателям – лишние люди просто уходят из профессии.

На уроке – свобода слова

Мария Абросимова стала учительницей русского языка и литературы благодаря любви к чтению
Волшебные миры книг завораживали Машу с самого детства – готова была не выпускать заветный переплет из рук ни днем ни ночью. Поэтому в старших классах девочка оказалась в многопрофильном лицее, который выстраивал для учеников мостик к будущей профессии. Многие предметы у старшеклассников вели университетские преподаватели. Например, литературу преподавал декан филологического факультета. Да так, что Мария после школьной скамьи отправилась в педагогическую академию, где была принята без лишних вопросов. Если сначала и были сомнения в том, стоит ли становиться учительницей, после педагогической практики они отпали – однозначно стоит!
- Я детей люблю, но в первую очередь, уважаю их как личности,- призналась Мария Александровна. – Выстраиваю уроки так, чтобы дать им возможность высказаться. Проблема современной педагогики в том, что дети не всегда имеют шанс озвучить свое мнение. А литература – как раз такой предмет, где ребятам позволяется говорить то, что они думают. Это мне и нравится в профессии – слушать детей, помогать им чувствовать свою значимость.
В школу в качестве учителя Мария Абросимова пришла в 2014 году, сразу после вуза. А спустя четыре года сменила место работы – перешла в школу №1, которая открылась в «Кошелев-Парке». На тот момент семья Абросимовых уже жила здесь.
- В «Кошелев-Проекте» я живу с 2012 года – сначала в родительской квартире в Крутых Ключах, а в 2017 году переехала в «Кошелев-Парк». Как молодой учитель взяла льготную ипотеку и купила жилье, - рассказала Мария Александровна. – Местоположение идеальное: родители сейчас живут в своем доме в Петра Дубраве, и я могу ходить к ним пешком через лес. Прогулка занимает 15 минут – сплошное удовольствие! О том, что работа рядом с домом, и не говорю – это мечта по меркам любого человека.
В новой школе Мария буквально влюбилась в коллектив – молодой, энергичный. Руководство учреждения радо поддержать любую инициативу.
- Мы не знаем отказа ни в чем, - говорит Мария Абросимова. - Хочешь принять участие в конкурсе – пожалуйста, еще спросят, чем помочь. О форуме «IВолга» я слышала еще в университете, а поучаствовать довелось уже работая в школе – администрация поддержала мое желание поработать там комьюнити-менеджером.
Если в старых школах дети учатся поколениями, в новой СОШ №1 другая особенность: население района представлено людьми, переехавшими сюда из разных городов, регионов страны. Дети здесь учатся в первом поколении, и не только по школьным предметам.
- Наша школа стала культурным центром – местом притяжения всего района, - гордится Мария Александровна. – Здесь работает множество кружков и секций – прекрасная возможность чему-то научиться и наладить общение.

Большая группа педагогов занимается с детьми, живущими в «Кошелев-Проекте», в детской школе искусств – в здании школы №7 работает филиал ДШИ №4.

Здесь есть хореографическое, инструментальное отделения. Ребята с удовольствием овладевают игрой на гитаре, баяне, аккордеоне, балалайке, фортепиано, скрипке, флейте, саксофоне и трубе. Если хочется петь – добро пожаловать на вокальное отделение: здесь с детьми занимаются педагоги по эстрадному и академическому вокалу, а также хоровому пению. Творческие наклонности можно развить на отделении изобразительно-прикладного искусства: тут можно научиться не только рисовать и лепить, но и плести из бисера.Всего разным искусствам в школе учат около 300 детей.

Из Казахстана – с английским

Елена Малахова стала учительницей английского языка в одной стране, а преподает – в другой.
Елена Малахова полюбила язык Шекспира еще в детстве. Тогда же и поняла, что хочет связать с ним свою взрослую жизнь – прививать английский детям, помочь им понять его и полюбить.

- Очень важно, чтобы детям было интересно, поэтому уроки строю так, чтобы ребята вникали в английскую культуру – через игры, видео, - рассказала Елена Константиновна.
Елена Малахова преподает седьмой год, последние два – в школе №1, расположенной в «Кошелев-Парке». Перемена места работы произошла благодаря счастливому событию – новоселью.
- В «Кошелев-проекте» живут многие мои друзья. Они-то и посоветовали присмотреться к району поближе, когда я искала квартиру, - улыбается Елена Константиновна. – Так два года назад я здесь поселилась и еще ни разу не пожалела. Спокойная уютная атмосфера, тишина и покой, а главное – работа рядом с домом!
И какая работа: школа новая, современная, дающая простор молодому педагогу для реализации многих возможностей. И не только, кстати, по работе: в учреждении имеются бассейн и тренажерный зал, где можно после учительской трудовой смены позаниматься – подтянуть мышцы и расслабиться душой.
- Нашу яркую, красочную школу не сравнить с учреждениями, построенными в советские годы. Ничего не сыпется, нигде не дует – каждая деталь продумана и предназначена для комфорта детей и педагогов. Там, где я работала до переезда, такого не было. Представьте, настолько стара школа - во время войны в ней размещался госпиталь! Но дети везде одинаковые – непосредственные, искренние, маленькие люди, которым нам нужно передать свои знания.
Исторический объект, на котором Елена Малахова начинала свою трудовую деятельность, находится в Казахстане. Именно оттуда учительница английского с дочкой переселилась в Самару. Насте 9 лет, и в школе, в которой мама преподает, она учится и не скучает по малой родине – некогда. Кроме обязательных уроков, девочка посещает кучу внеклассных занятий: волейбол, танцевальный кружок и патриотический - «Я гражданин!»

Воспитатель со школьной скамьи

Лариса Карпова уверена: детей нужно уметь слушать. Это и есть залог взаимного доверия между ребенком и взрослым.
Лариса Карпова воспитывает детей почти 20 лет. Начинала с помощника воспитателя в самарском детском саду №403. Впервые пришла в садик, куда ходил брат-дошкольник, совсем девчонкой - на школьную каникулярную практику. И поняла, что все это нравится – запах творожной запеканки, детский смех, а главное – глаза, которые смотрят на тебя с интересом и уважением.
- После школы пришла сюда работать и параллельно поступила в педагогическое училище, - вспоминает Лариса Ивановна. – Со временем получила и два высших образования – педагогическое и экономическое.
В 2013 году семья Ларисы Карповой переехала в Крутые Ключи, запав на европейский стиль микрорайона – красочные дома, стриженые газоны и компактную инфраструктуру. В тот же год здесь открылся первый детский сад (спустя несколько лет он войдет в сотню лучших в России), куда Лариса Ивановна устроилась по профессии – воспитателем.
- В первом детском саду я с удовольствием работала 6 лет. Трудилась бы и дальше, но в нашем районе вырос новый ЖК «Видный» и мы загорелись переехать в девятиэтажный дом, - улыбается Лариса Карпова. – Купили новую квартиру и каждый день радуемся: яркие дома, просторные дворы, множество спортивных и детских площадок – все очень красиво и удобно. И работа опять рядом - детский сад еще новее предыдущего.
Сегодня Лариса Ивановна в детском саду «Самоцветы» работает куратором робототехники и легоконструирования- прививает дошкольникам азы современных технологий. Получила эту квалификацию еще в детском саду №1 – работой с программируемым конструктором педагогов обучали московские специалисты.
- В «Самоцветах» я могу реализоваться в этом направлении полностью – садик оснащен конструкторами самого последнего поколения. Ни на что бы не променяла свой детский сад!
Многие из нас становятся родителями, но воспитателем может стать далеко не каждый. Лариса Карпова в другой профессии себя даже не видит – тепла хватает и на своих двоих, и на десятки соседских ребятишек.
- Главное – общаться с ребенком в чем-то на равных, давать ему свободу. Контролируемую, конечно, - уверена педагог. – Дети будут открываться, если их не тотально контролировать, а лишь направлять. И еще важно слышать ребенка, не пропускать мимо ушей его речь, принимать во внимание его мнение. Тогда он будет доверять взрослому и уважать его. Вот и весь секрет!
Сегодня в «Кошелев-Проекте» для детей открыты две современные образовательные школы, где учатся более 5000 детей, и 8 детских садов на 350 мест каждый. И это не окончательные цифры. Район и его население растут, поэтому со временем здесь появятся поликлиника на 1000 посещений в сутки, физкультурно-оздоровительный комплекс и торговый центр.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ МАТЕРИАЛОВ
ПО ТЕМЕ: «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ»