От подшипников до штурмовиков и истребителей: как куйбышевские предприятия перешли на военные рельсы
Победа в Великой Отечественной войне, которая унесла миллионы жизней, стоила невероятных усилий, самоотверженности и героизма советских людей, сражавшихся на фронтах и работавших в тылу. В заводских и фабричных цехах Куйбышева ковалось оружие победы. История многих самарских предприятий началась в 1941 году, когда из прифронтовой зоны они были эвакуировали сюда, в Куйбышев, на левый берег Волги.
#на военном положении
Чтобы дать оружие фронту, за станки встали женщины и дети
С началом вероломного нападения Германии на Советский Союз треть производств оказалась под ударом врага. Фронту нужны были танки, орудия, самолеты и минометы. Чтобы обеспечить их производство, заводы эвакуировали вглубь страны. Призыв Сталина «Все для фронта! Все для Победы!» стал символом объединения народа для борьбы с врагом. Работники трудились по 12-16 часов и спали на фуфайках прямо у станков.
#хлеб для армии
100 тонн ржаного хлеба ежедневно выпекали на хлебозаводе №9
С первых дней войны в Куйбышеве были открыты мобилизационные пункты, в Доме Красной Армии шла подготовка младшего командного состава, предприятия перешли на выпуск оборонных заказов. Школы и Дома культуры становились госпиталями. Хлеб для армии пекли женщины, выпускницы ремесленных училищ и подростки.
#оружие победы
Детали снарядов легендарной реактивной «Катюши» поставлял завод клапанов
Все производства Куйбышева, от артелей до заводов, выполняли оборонные заказы. Пошивочная артель с началом войны перешла на изготовление военного обмундирования. Более 400 врачей, подготовленных мединститутом в годы войны, ушли на фронт. На заводе клапанов изготавливали детали для снарядов знаменитой реактивной артиллерийской установки, известной в народе как «Катюша».
#волжская броня
Броню для «летающих танков» ковали на мехзаводе
С началом войны мастерские на Красной Глинке стали принимать на капитальный ремонт автомашины, двигатели внутреннего сгорания, строительное оборудование со всей страны. Эвакуированные из Москвы заводы наладили выпуск турельных установок для пулеметов, понтонов для переправы. А Куйбышевский механический завод - бронекорпуса штурмовика Ил-2 и бронезащиту для самолетов.
#керамика для фронта
Автоизоляторы для танков и самолетов шли на фронт бесперебойно
Перед самым началом войны Славянский фарфоровый завод освоил оборонный заказ: керамические автоизоляторы свечей зажигания для боевой техники. В 1941 году эвакуированный с Украины завод прибыл на станцию Смышляевка, чтобы в кратчайшие сроки запустить завод с нуля и обеспечить выпуск автоизоляторов для танков, самолетов, связистов и железнодорожников.
#подшипники для техники
Оружие возмездия создавалось на эвакуированных в запасную столицу заводах
Первый подшипник для легендарного танка Т-34 был собран в запасной столице 18 марта 1942 года на 9-м Государственном подшипниковом заводе имени В.В. Куйбышева. За годы войны предприятие выпустило для нужд фронта около 40 миллионов подшипников. На знаменитый Машстрой эвакуированный завод №525 приехал четырьмя эшелонами и уже в декабре 1941 года выдал первую партию пулеметов ДШК.
#в круглосуточном режиме
Куйбышевские связисты сыграли в разгроме врага огромную роль
С начала войны в Куйбышев переехали связисты со всей страны. Аппаратная работала в круглосуточном режиме. Правительству, посольствам зарубежных государств, редакциям, учреждениям, предприятиям, эвакуированным из разных уголков СССР, нужна была постоянная связь с Москвой, фронтами, с заводами и органами власти. И работники Дома связи ее обеспечивали.
#до последней копейки
На средства тружеников Куйбышевской железной дороги было создано 10 бронированных и 80 санитарных поездов
Вести с фронта подкрепляли не только трудовой энтузиазм куйбышевцев, но и самоотверженность, стремление любой ценой помочь фронту. Каждый железнодорожник трудился с большой отдачей и был готов отдать последние деньги на создание бронепоездов. За годы войны куйбышевские железнодорожниками собрали на снаряжение поездов специального назначения 141 миллион руб.
#техническая смекалка
Прием слесаря Потеряхина позволил заводу ускорить сборку Ил-2
Многим известен текст телеграммы Сталина в адрес директора завода Шенкмана. Главнокомандующий гневно осудил нерасторопность завода, который в сутки «как в насмешку на страной» отгружал всего 3 боевых машины. Ускорить сборку летающих танков помог рационализаторский прием заточки сверла слесаря Тихона Потеряхина. Благодаря ему завод до конца войны отправлял на фронт до 15 самолетов в день.
#до свидания, мальчики
В 1941 году выпускной класс школы №98 в полном составе пошел на фронт
Получившие аттестат зрелости ребята на комсомольском собрании всем классом решили идти на фронт. Их поддержал и директор школы Михаил Бушманов. Он возглавил отряд юных ополченцев, рвавшихся защищать Родину. Многие из них не вернулись. В книге Памяти Самарской области остались имена всех 23 героических выпускников школы.
#за ударный труд
Особо отличившиеся цеха на заводе №18 во время войны премировали бочкой пива
Тяжкий труд, голод и холод военного времени не мешали крепнуть вере в победу. Заводчане практически жили в цехах, чтобы успеть выполнить план в срок. Работали сверхурочно и ночевали на фуфайках, брошенных на фанеру на трубах теплотрассы. А когда план выполняли, руководство выдавало премию. В цех привозили бочку пива и закуску - по кусочку хлеба с мясом каждому.
#вторая жизнь Ил-2
Летающий танк подняли с глубины 20 метров и отреставрировали
В мире всего две таких крылатых машины на ходу. Вторая жизнь сбитого в годы войны самолета началась после того, как его нашли в одном из озер Мурманской области. Бережное восстановление позволило сохранить по максимуму оригинальные детали. Летчик, приручивший боевую машину, сказал, что лететь за его штурвалом все равно, что путешествовать во времени.
#музы не молчат
«Ленинградская» симфония Шостаковича доказала всему миру, что нас сломить невозможно
Запасная столица приняла не только правительство, дипломатический корпус, но и театры Москвы. В Куйбышеве, в здании областного театра оперы и балета состоялась громкая и такая важная для всей страны премьера. «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича прозвучала в исполнении оркестра Большого театра 5 марта 1942 года. Приняли ее грандиозно.
Автор текста:  Надежда Сергеенкова
Верстка: Надежда Лисянская
При создании проекта использованы фотографии, предоставленные Самарским областным государственным архивом социально-политической истории