Самара через 10 лет:

как изменится областная столица к своему 450-летию

К 2036 году Самара по социально-экономическому развитию должна войти в пятерку городов-миллионников России
Стратегия включает пять основных стратегических направлений:
человеческий капитал
В каком городе мы будем жить через 10 лет? Трудно представить?
На самом деле, не очень, если есть четкий план. А он есть: 26 ноября принята «Стратегия социально-экономического развития Самары на период до 2036», разработанная Администрацией города с привлечением Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
городская среда
гражданское общество
экономическое развитие
транспорт и развитие территорий
Что ждет самарцев? Какими будут ближайшие 10 лет жизни города? О чем она – Стратегия развития Самары? На эти и другие вопросы ответил глава города Самара Иван Носков.
- Какие задачи вы ставили перед собой, когда начинали работу над Стратегией?
- Вывести Самару к 2036 году в пятерку лучших городов-миллионников страны. Предыдущая стратегия устарела заканчивает свое действие и нам необходимо принять новый стратегический документ, который будет учитывать современные реалии, влияние существующих и прогнозируемых внешних и внутренних факторов. Поэтому к работе над Стратегией привлекали и специалистов, экспертов, и жителей города. Научная часть – это работа экспертного сообщества, наполнение – это надежды и чаяния жителей, которые хотят видеть свой город красивым, комфортным, безопасным, удобным. Поэтому в процессе подготовки документа встречались с промышленниками, предпринимателями, общественниками, депутатами, молодежными объединениями, обычными жителями. В итоге в проект Стратегии вошли около 700 предложений общественных и научных организаций, предприятий и активных горожан.

- На что планируете опираться при реализации Стратегии?
- У нас достаточно развита промышленность, причем высокотехнологичная, есть сильная научная школа, школа подготовки кадров, выгодное географическое положение и развитая логистика. Делаем ставку на эти факторы.
«Люди – это главная ценность Самары»
- Вы неоднократно говорили, что «город – это люди». Этот подход сохранился при разработке Стратегии?
- Безусловно. Люди – это главная ценность Самары. Поэтому основная задача на ближайшие годы - создать благоприятные условия для улучшения демографической ситуации. В то же время важно обеспечить благоприятные условия для обучения детей, начиная буквально с детского сада. Будем строить новые детские сады, школы, учреждения дополнительного образования и модернизировать существующие. Предусмотрена поддержка педагогов и одаренных детей, реконструкция детских загородных оздоровительных лагерей, увеличение количества льготных путевок. В перспективе лагеря должны стать круглогодичными и тематическими - патриотические, научные, спортивные и т.д.
Самарский арт
Для творческих самарцев в Стратегии развития предусмотрен обширный раздел, обещающий много интересного. В рамках проектов «Культурный фундамент», «Арт-парк русской культуры», «Самара – Ваш центр культурной жизни» и «Арт-кадры: культурный капитал города» в Самаре появятся новые учреждения культуры и творческие пространства, фестивали и праздники. «Арт-парк русской культуры», например, станет точкой притяжения горожан и гостей - в построенном в стиле русской усадебной и храмовой архитектуры парке их будут ждать экспозиции, мастерские и ярмарочные ряды.
На старт!
Сделать массовый спорт популярным, а профессиональный - качественным, - вот основная задача. Для ее решения предусмотрены проекты «Сила спорта – сила духа», «Самарский чемпион», «Мой спортивный город» и «Кадры в движении». Кроме расширения спектра соревнований по различным видам спорта, в рамках этого направления запланированы реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов спортивной инфраструктуры, а также строительство новых - ФОКов, ФОКОТов, модульных сооружений, универсальных и пришкольных спортивных площадок, площадок для экстремальных видов спорта - скейтбординга, BMX-фристайла, маунтинбайка, паркура. Большое внимание планируют уделить развитию кадрового потенциала в этой
- Какими видами спорта вы занимались? Повлияют ли ваши увлечения на поддержку каких-то видов?
- Много чем занимался – хоккей, парусный спорт, люблю прокатиться на велосипеде, на байке. Нет, не повлияет. Сейчас запустили программу оснащения детских садов мини-футбольными полями. Договорились с руководством Республики Абхазия о создании международной школы парусного спорта. Но с моим увлечением это не связано – парусный спорт в Самарской области всегда был сильным, есть тренеры, есть акватория для занятий. Нужно возрождать гонки под парусами. И особое внимание планируем уделять паралимпийскому спорту. В Стратегии это тоже нашло отражение.
ИИ, БПЛА и IT
Ключевой проект направления «Человеческий капитал» - создание в Самаре Международного межвузовского кампуса. Он будет построен на уникальной рекреационной территории - в северной части города, прилегающей к стадиону «Солидарность Самара Арена». Здесь возведут жилой блок и научно-образовательный корпус, где студенты будут заниматься космической инженерией, беспилотными авиационными системами, двигателями и энергетическими установками, искусственным интеллектом и цифровыми технологиями, телемедициной и биотехнологиями. Предполагается, что этот оплот науки появится в Самаре уже к 2030 году.
Промышленность, бизнес, туризм
Вторая цель Стратегии - экономическое развитие – направлена на развитие инновационных технологий и новых перспективных направлений бизнеса, повышение туристической привлекательности города, поддержку малого и среднего предпринимательства. То есть, Самаре предстоит развитие конкурентоспособной инвестиционно привлекательной экономики города через опережающий рост традиционных отраслей и новых перспективных направлений бизнеса.
В ближайшее десятилетие планируется реализовать два флагманских проекта: «Индустриальный парк «Самара» и «Народный курорт на Волге».
Индустриальный парк планируют разместить в Красноглинском районе - именно здесь, на площади более 200 гектаров, будут реализовываться крупные инвестиционные проекты. Для его создания предстоит проделать много работы: обеспечить парк необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой, построить производственные помещения и, конечно, привлечь резидентов и инвесторов. Резиденты могут рассчитывать на налоговые льготы, субсидии и прочие меры поддержки. Город же получит более 3,2 тыс. рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в казну.
- Получается, ставка делается на крупных промышленников, наукоемкие предприятия с большими годовыми оборотами?
- Мы делаем ставку на стабильное развитие промышленности – тех предприятий, которые дают рабочие места жителям города и обеспечивают поступление налоговых платежей. Кроме того, готовы индивидуально работать с каждым инвестором, который приходит в Самару, отдавая приоритет наукоемким, современным производствам. Но именно малый и средний бизнес может сформировать современную и привлекательную туристическую инфраструктуру – гостиницы, предприятия общепита, выставочные залы, интересные музеи, магазины сувенирной продукции и так далее.
- С индустриальным парком все понятно, а что такое «Народный курорт на Волге»?
- Это масштабный проект, в результате которого Самара должна стать круглогодичным туристическим центром. В рамках проекта предполагается создание современных удобных пляжей, разработка тематических экскурсионных маршрутов - «Самара военная», «Горький в Самаре», «Самарский авангард», экологических троп, организация фестивалей, ярмарок. Самара уже сейчас – признанный туристический центр. Нужно осовременить городскую туристическую инфраструктуру и добавить больше возможностей для отдыха – познавательного, пляжного, культурного.
Глобальная цифровизация
Цель этого направления - формирование комфортной и экологически безопасной городской среды, отвечающей современным требованиям. Это и комплексное благоустройство общественных пространств и дворовых территорий, и создание парковочных пространств на территории жилых микрорайонов, и проведение ремонтных работ объектов инженерной инфраструктуры: систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

По направлению «Городская среда» разработаны два флагманских проекта: «Цифровая инфраструктура Самары» и «Межвузовский студенческий квартал».
- Расскажите подробнее о проекте «Цифровая инфраструктура Самары». Что это означает, и зачем нам такая глобальная цифровизация?
- Цифровая инфраструктура города – это, по сути, виртуальная модель городской инфраструктуры. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать ситуацию по городу, оперативно реагировать на возможные технологические сбои, регулировать транспортные потоки и многое другое. Одномоментно оцифровать всю инфраструктуру невозможно, поэтому проект рассчитан на ближайшие пять-семь лет, с поэтапной реализацией.
Флагманский проект «Межвузовский студенческий квартал» предполагается реализовать  в границах улиц Советской Армии, Ново-Садовой, Масленникова, Гагарина. Он объединит четыре крупнейших вуза Самары: СамГТУ (Самарский государственный технический университет), СНИУ (Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, СамГМУ (Самарский государственный медицинский университет), ПГУТИ (Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики). Это своего рода студенческий городок, с общежитиями, общественными пространствами, спортивными и культурными объектами.
Почти фантастически…
Жилищное строительство будет вестись комплексно - с учетом объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, дорожная сеть - развиваться, а городской транспорт - становиться более экологичным и безопасным.  Для решения этих задач поработают Национальный проект «Инфраструктура для жизни» и проекты «Инфраструктура для общественного транспорта», «Речной пассажирский транспорт», «Развитие метрополитена» и «Интеллектуальная мобильность».
- Некоторые проекты Стратегии сегодня звучат почти фантастически – например, канатная дорога в Рождествено или беспилотные трамваи, которыми будет управлять искусственный интеллект. Это экспертные предложения или мечты жителей?
- Вообще, в Самаре работает завод, который производит канатные дороги. С руководством завода я уже встречался. Никаких конкретных проектов пока не обсуждали, но сам факт наличия такого завода – это большой плюс для города. Что касается беспилотных трамваев… Это технологии, и они развиваются стремительно. Так что это не фантазии, а скорее прогноз развития техники, в том числе – и общественного транспорта. Более близкие цели - реконструкция трамвайных и троллейбусных депо, рельсовой и электросети, создание выделенных для общественного транспорта полос, установка «умных» остановок.
Нельзя запретить прогресс
Раздел Стратегии «Транспорт и развитие территорий» включает три флагманских проекта.
Предполагается объединить различные виды транспорта для реализации концепции «15-минутный город», а билет для всех видов транспорта (автобус, трамвай, метро, электрички) станет единым - цифровым. Кроме того, планируется внедрение скоростного трамвая, при реконструкции и строительстве дорог – выделение отдельных полос для общественного транспорта. В Стратегии учтено и бурное развитие СИМ – средств индивидуальной мобильности.
- К средствам идивидуальной мобильности, особенно электросамокатам, отношение в обществе неоднозначное. Многие высказываются за то, чтобы их вообще запретить…
- Тем не менее, это популярный у молодежи и экологичный транспорт. Нельзя запретить прогресс, нужно подстраиваться под него, повышать культуру использования СИМ. Никому же не придет в голову лететь на велосипеде на полной скорости по оживленному тротуару? Потому что в сознании закреплено - так не принято, так нельзя, это не по правилам и опасно. Микротранспорт, как и велосипеды, нужно интегрировать в транспортную сеть. Это снизит нагрузку на общественный транспорт, дороги, уменьшит уровень выбросов в атмосферу. Поэтому планируем создать разветвленную выделенную сеть для микротранспорта на дорогах, «зеленые полосы» вдоль Волги и рекреационных зон (набережная, Загородный парк, парк Гагарина, пр-т Юных пионеров, ул. Ново-Вокзальная, ул. Ташкентская), а также парковочные станции, пункты зарядки и аренды. Первые результаты интеграции можно будет увидеть уже в 2028 году.
Обязательно к исполнению
Цель этого направления – развитие и укрепление институтов гражданского общества в условиях эффективного партнерского взаимодействия органов власти, бизнеса, местных сообществ, некоммерческих организаций. Подразумевается, что управление станет более прозрачным для горожан, и не без их непосредственного участия.
- Это самый, пожалуй, непонятный раздел для горожан. Можете объяснить, что планируется сделать и зачем? Что даст это обычным самарцам?
- Создание Стратегии – это и есть первый пример взаимодействия власти, бизнеса и общества. Мы создавали ее вместе, и в ней были отражены все надежды и пожелания разных категорий горожан. Такое взаимодействие должно быть во всем, что затрагивает интересы города. Кроме того, в разделе есть проект «Цифровая администрация» - это введение системы электронного документооборота, которая позволит сократить время на обработку документов, сделать документооборот администрации и подведомственных структур более прозрачным и четким. Соответственно и решения будут приниматься быстрее, что в целом повысит оперативность работы административного аппарата.
В Стратегии мероприятия расписаны не только по направлениям, но и по всем районам Самары. В ноябре проект Стратегии был принят на рассмотрении городской Думы.
- Стратегия обязательна к исполнению?
- Это план работы на ближайшие 10 лет. Он может изменяться, сообразно внешним обстоятельствам, дополняться. Не исключено, что некоторые положения просто потеряют актуальность через 7-10 лет. Скажу так: это не приказ, обязательный к исполнению, но нужны очень веские основания, чтобы не придерживаться принятой Стратегии.
Текст: Елена Сборнова
Фото: https://ru.freepik.com/, архив "Комсомольской правды"
Верстка: Надежда Лисянская

«Политика АО «ИД «Комсомольская правда» в отношении обработки персональных данных и реализации требований к защите персональных данных»
Политика обработки персональных данных
Политика обработки файлов cookies