лет в пути:
Детская железная дорога в Санкт-Петербурге отмечает юбилей
75

75 ЛЕТ В ПУТИ: Детская железная дорога в Санкт-Петербурге отмечает юбилей

Для горожан и гостей Северной столицы поездка по детской дороге — любимое летнее приключение, а для юных железнодорожников — долгожданная практика, во время которой они выполняют работу по-настоящему высокой квалификации.

Железная дорога детская, но здесь все по-взрослому. Тепловозы такие же, как и на «большой» дороге, только поменьше. Каждый день инструктаж, техника, связь, правила. Единственное отличие — всем управляют дети. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекают лучших специалистов предприятий, имеющих большой опыт работы на железнодорожном транспорте. Собственно, в этом и состоит уникальность детской железной дороги — дети не просто «играют» в машинистов, проводников и диспетчеров, а действительно работают ими. 1 июня 2023 года на детской железной дороге стартовал юбилейный, 75-й сезон летней практики.

1 июня 2023 года на детской железной дороге стартовал юбилейный, 75-й сезон летней практики.

летней практики на МОЖД
75
сезон
обучаем ежегодно
850
человек
ежегодный выпуск
120
остаются в профессии
человек
70
человек
>
>
Виктор ГОЛОМОЛЗИН, начальник Октябрьской железной дороги:

В 2023 году мы отмечаем сразу два юбилея — 75-й сезон летней практики Малой Октябрьской железной дороги и 20 лет с момента создания компании «Российские железные дороги». Сегодня детская железная дорога обучает азам железнодорожных профессий в среднем 850 ребят, ежегодно выпуская 120 человек. Более 70 из них поступают в отраслевые учебные заведения — колледжи и университеты. Надеюсь, ребят с каждым годом будет все больше.

За 3 месяца работы детская железная дорога перевозит 46 тысяч пассажиров — далеко не каждый наземный транспорт может похвастаться такими результатами. Мы понимаем востребованность таких перевозок, поэтому впервые сезон работы Малой железной дороги решено продлить до 30 сентября.




ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.

Начать заниматься (причем совершенно бесплатно!) можно в пятом-шестом классе, а полный курс займет 7 лет. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии: проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза. Недавно перечень осваиваемых профессий расширила новая специальность в рамках программы обучения «Устройство паровозов».

Зимой занятия проходят в специально оборудованных классах — там ученики знакомятся с теорией. Классы оборудованы мультимедийной и компьютерной техникой, так что знакомиться с новыми технологиями юные железнодорожники начинают, как говорится, не отходя от парты. Во время осенних и весенних каникул организуются экскурсии в железнодорожные музеи и на предприятия железнодорожного транспорта.

А к самому интересному — закреплению полученных знаний на практике — школьники переходят во время летних каникул. Ребята работают по 4 часа в день и делают то же самое, что и работники «большой» железной дороги — перевозят настоящих пассажиров. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекаются лучшие специалисты предприятий, имеющие большой опыт работы на железнодорожном транспорте. График составляют таким образом, что воспитанники центра, отработав одну неделю на Южной трассе, вторую неделю работают на Северной.


ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Малая Октябрьская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.

Начать заниматься (причем совершенно бесплатно!) можно в пятом-шестом классе, а полный курс займет 7 лет. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии: проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза. Недавно перечень осваиваемых профессий расширила новая специальность в рамках программы обучения «Устройство паровозов».

Зимой занятия проходят в специально оборудованных классах - там ученики знакомятся с теорией. Классы оборудованы мультимедийной и компьютерной техникой, так что знакомиться с новыми технологиями юные железнодорожники начинают, как говорится, не отходя от парты. Во время осенних и весенних каникул организуются экскурсии в железнодорожные музеи и на предприятия железнодорожного транспорта.

А к самому интересному - закреплению полученных знаний на практике - школьники переходят во время летних каникул. Ребята работают по 4 часа в день и делают то же самое, что и работники «большой» железной дороги - перевозят настоящих пассажиров. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекаются лучшие специалисты предприятий, имеющие большой опыт работы на железнодорожном транспорте. График составляют таким образом, что воспитанники центра, отработав одну неделю на Южной трассе, вторую неделю работают на Северной.


Практические занятия на Южной трассе проходят на двух составах — «Колибри» и «Сказка», там же задействованы два локомотива ТУ10, локомотив ТУ2 «Пегас», прибывший недавно после ремонта локомотив ТУ7А и отреставрированный паровоз КП4−447. На Северной трассе работает состав «Пионер» и локомотив ТУ10.




У каждого участка есть своя изюминка. Северная трасса оснащена полуавтоматической блокировкой, контрольными замками системы Мелентьева. Только здесь дети имеют возможность познакомиться с ручным переводом стрелки и оценить работу железнодорожной отрасли, когда безлюдные технологии еще не были так широко распространены, как сейчас. А вот Южная трасса оснащена самыми современными устройствами и системами организации движения, автоматической и полуавтоматической блокировкой, электрической и микропроцессорной централизацией. Кроме того, дорога обеспечена системой технических средств охраны от нарушителей.




Тимофей ШМАНЁВ, начальник Малой Октябрьской детской железной дороги:

Вот уже три четверти века мы передаем знания и традиции железнодорожного транспорта подрастающему поколению. Летняя практика — самая интересная часть обучения, когда ребята начинают осваивать железнодорожные профессии, всего 26 специальностей. Появляются и новые направления, например, машинист паровоза. Сегодня это очень актуально, так как на Октябрьской железной дороге развивается паровозное движение — это исторические и туристические маршруты в Карелии. Так что эта редкая профессия снова становится востребованной, и мы стараемся заинтересовать ею ребят.

Работа на детской железной дороге — это ответственность, дисциплина и труд, благодаря которым у молодежи появляется возможность получить практические навыки и сделать осознанный выбор своей будущей профессии.




Идея строительства детской железной дороги родилась еще в 1939 году. Впервые высказал ее начальник железнодорожной лаборатории Ленинградского Дворца пионеров Адольф Петрович Синявский. Но началась Великая Отечественная война, и эти планы были отложены. Но не забыты! К строительству Малой Октябрьской детской железной дороги были привлечены комсомольцы, молодежь, а также юные железнодорожники Ленинграда. С их помощью была уложена железная дорога стандартной колеи для доставки балласта, а позже одну нитку перешили, и получилась узкоколейная (с колеей 750 мм) железная дорога. Официальное открытие детской железной дороги в городе на Неве состоялось 27 августа 1948 года. Ее протяженность в то время составляла 8,1 км.

Сегодня в Петербурге действуют два участка малой магистрали, что для детских железных дорог большая редкость. Историческая трасса на севере Петербурга, в Озерках, небольшая, всего 2,1 км, и две станции — Озерная и Юный. Поездка по ней займет меньше 10 минут. Нужно сказать, что это поистине уникальная трасса, аналог которой трудно найти на других детских железных дорогах. В узкой колее магистрали лежат рельсы 1896, 1905 годов выпуска с гравировкой царского орла.



Южная ветка «малой» появилась в 2011 году как дополнение к классическому северному отрезку. Ее протяженность более 10 км от станции метро «Купчино» почти до Пушкина и проходит детская магистраль в том же месте, где более 180 лет назад была построена первая в России Царскосельская железная дорога. Петербуржцы и гости города могут путешествовать по историческому маршруту, с которого началась история железных дорог России. В 2011 году Южный участок был назван Малая Царскосельская железная дорога в честь 175-летия первой стальной магистрали, по насыпи которой она проложена. По своим техническим характеристикам эта дорога может считаться лучшей в стране.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Идея строительства детской железной дороги родилась еще в 1939 году. Впервые высказал ее начальник железнодорожной лаборатории Ленинградского Дворца пионеров Адольф Петрович Синявский. Но началась Великая Отечественная война, и эти планы были отложены. Но не забыты! К строительству Малой Октябрьской детской железной дороги были привлечены комсомольцы, молодежь, а также юные железнодорожники Ленинграда. С их помощью была уложена железная дорога стандартной колеи для доставки балласта, а позже одну нитку перешили, и получилась узкоколейная (с колеей 750 мм) железная дорога. Официальное открытие детской железной дороги в городе на Неве состоялось 27 августа 1948 года. Ее протяженность в то время составляла 8,1 км.

Сегодня в Петербурге действуют два участка малой магистрали, что для детских железных дорог большая редкость. Историческая трасса на севере Петербурга, в Озерках, небольшая, всего 2,1 км, и две станции - Озерная и Юный. Поездка по ней займет меньше 10 минут. Нужно сказать, что это поистине уникальная трасса, аналог которой трудно найти на других детских железных дорогах. В узкой колее магистрали лежат рельсы 1896, 1905 годов выпуска с гравировкой царского орла.


Южная ветка «малой» появилась в 2011 году как дополнение к классическому северному отрезку. Ее протяженность более 10 км от станции метро «Купчино» почти до Пушкина и проходит детская магистраль в том же месте, где более 180 лет назад была построена первая в России Царскосельская железная дорога. Петербуржцы и гости города могут путешествовать по историческому маршруту, с которого началась история железных дорог России. В 2011 году Южный участок был назван Малая Царскосельская железная дорога в честь 175-летия первой стальной магистрали, по насыпи которой она проложена. По своим техническим характеристикам эта дорога может считаться лучшей в стране.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

В этом году на станции Царскосельская в Пушкине для пассажиров дороги начнет работу буфет, а также появится игровой уголок для детей. Также здесь появились навигационные стенды, которые помогут пассажирам не заблудиться на станции. Три раза в неделю по Южной трассе будет курсировать поезд, состав которого возглавит паровоз.

ДОРОГА В ПРОФЕССИЮ

Сейчас азы профессии осваивает около 900 юных железнодорожников. Некоторые ребята пока относятся к своей работе как к хобби и интересному времяпровождению, но есть и те, кто всерьез интересуется профессией и очень в ней преуспел. Как, например, Таисия, занявшая 2-е место в конкурсе лучших профессий, 3-е место в региональном этапе конкурса «Профессионалы» в компетенции «Управление перевозным процессом на железнодорожном транспорте». Не каждый взрослый эту информацию может осилить, а девушке-подростку она далась легко.




На Малую железную дорогу я пришла в 4-м классе, потому что мне понравилась форма! — смеется Таисия Исхакова. — Потом процесс затянул, стало интересно. Я стала очень активно участвовать в общественной жизни Малой железной дороги — различных конкурсах и соревнованиях. Я считаю, что обучение помогает понять, нужно ли тебе это, насколько интересно, дает возможность не только прочувствовать, но и понять атмосферу железных дорог. В этом году я собираюсь поступать в Санкт-Петербургский колледж железнодорожного транспорта.




ДОРОГА В ПРОФЕССИЮ

Сейчас азы профессии осваивает около 900 юных железнодорожников. Некоторые ребята пока относятся к своей работе как к хобби и интересному времяпровождению, но есть и те, кто всерьез интересуется профессией и очень в ней преуспел. Как, например, Таисия, занявшая 2-е место в конкурсе лучших профессий, 3-е место в региональном этапе конкурса «Профессионалы» в компетенции «Управление перевозным процессом на железнодорожном транспорте». Не каждый взрослый эту информацию может осилить, а девушке-подростку она далась легко.
На Малую железную дорогу я пришла в 4-м классе, потому что мне понравилась форма! - смеется Таисия Исхакова. - Потом процесс затянул, стало интересно. Я стала очень активно участвовать в общественной жизни Малой железной дороги - различных конкурсах и соревнованиях. Я считаю, что обучение помогает понять, нужно ли тебе это, насколько интересно, дает возможность не только прочувствовать, но и понять атмосферу железных дорог. В этом году я собираюсь поступать в Санкт-Петербургский колледж железнодорожного транспорта.
После окончания обучения выпускники Малой Октябрьской детской железной дороги могут поступать в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. Собственно, для этого детская железная дорога и была задумана — сделать так, чтобы школьники, будучи абитуриентами, смогли сделать сознательный выбор дальнейшей карьеры. И ребята делают. Как показывает практика, больше половины выпускников «детской» идут в профессию и потом успешно трудятся на предприятиях Октябрьской магистрали, в том числе занимая руководящие административные должности.

Но даже если выпускник передумает работать на железной дороге, у него останутся очень ценные в современном мире навыки — ответственность, организаторские способности и умение находить общий язык с самыми разными людьми. Так что обучение — это отличная школа жизни, которая в будущем обязательно поможет добиться профессионального успеха.




Как попасть на Малую Октябрьскую железную дорогу?

Пойти учиться может любой ребенок в возрасте от 11 до 17 лет. Главное — это желание. Обучение бесплатное, длится 5−7 лет. Заявки принимаются в течение всего года, при поступлении нет экзаменов и ограничений по состоянию здоровья.