МАШИНИСТ ТЕПЛОВОЗА
ПАВЕЛ ВОЛКОВ: С КАЖДЫМ ГОДОМ РАБОТАТЬ ВСЕ ИНТЕРЕСНЕЕ

- Я сказал родителям, что стану машинистом, когда мне было 7 лет. Мы жили в Петродворце. Путь в школу лежал через вокзал, и меня, ребенка, поезда, конечно, очень впечатляли, - вспоминает машинист тепловоза 1-го класса эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Варшавский Октябрьской дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» Павел Александрович Волков.

Так и произошло. После 8-го класса был техникум, потом армия, а потом работа на железной дороге - сначала помощником машиниста, потом машинистом. Сегодня трудовой стаж Павла Александровича составляет 45 лет, а машинистом он работает уже 39 лет! Столько всего было за эти годы! О прошедшем Павел Волков вспоминает с ностальгией и в то же время с гордостью.


В середине 80-х молодой машинист работал в комсомольско-молодежном коллективе на тепловозе ТЭ3-6342 на участке Шушары - Нарва. Движение грузовых и пассажирских поездов на участке было очень интенсивным. Оплата у машинистов тогда была повременная, то есть ехать долго было выгодно, поэтому на участке были постоянные задержки, а производительность труда низкая. Комсомольцы выступили с инициативой перейти с повременки на сдельную оплату, то есть на хозрасчет - сколько километров проехали, столько и заработали. Руководство встретило предложение в штыки: мол, машинисты так никогда не работали. Молодость взяла свое: ребята настояли на том, чтобы был проведен расчет эффективности, подключили партийные органы и в итоге убедили руководство перейти на новую систему работы. Переходили постепенно - сначала сами инициаторы, затем удалось заинтересовать другие локомотивные бригады. Эффект оказался налицо: производительность труда выросла в 2 раза! Машинисты, работающие по хозрасчету, стали больше получать, график нормализовался, задержек стало меньше, поезда ходили быстрее, и пропускная способность участка увеличилась.


КОМСОМОЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА
В 1997 году Павел Волков предотвратил аварию на путях. Летней ночью во время своего рейса с Варшавского вокзала заметил, что над путями соседнего направления наклонилась опора. Как раз в это время по тем путям шла электричка. Казалось, столкновение неизбежно, ведь в сумерках разглядеть препятствие, тем более не совсем очевидное, очень сложно. Через дежурного Павел Александрович предупредил машиниста электрички об опасности, и электропоезд вовремя остановился. Аварии и возможных жертв удалось избежать. За этот поступок машинисту вручили именные часы от начальника дороги.

В 1998 году Павел Волков с коллегами «обкатывал» экспериментальный тепловоз ТЭП70-316, оборудованный компьютерной системой, а в 1999-м водил тепловоз ТЭП70-355 «в одно лицо», без помощника - для этого требовалось отменное здоровье и выдержка.

В 2001 году Павел Волков был награжден значком «За безаварийный миллионный пробег на локомотиве», в том же году побывал в качестве делегата на 2-м съезде железнодорожников в Москве. В 2008 году машинист был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

К сертификации первых скоростных поездов «Сапсанов» Павел Александрович тоже оказался причастен. В 2009-2010 годах он водил тепловоз, который страховал тестирование «Сапсанов», проходивших сертификацию. Ну а в 2012-м машиниста отправили в командировку в Крымск - помогать восстанавливать железнодорожное движение в пострадавшем от сильного наводнения регионе. В том же 2012-м году машинист получил звание Почетного работника Октябрьской железной дороги.


ТРУДОВЫЕ БУДНИ
Даже мы, обыватели, видим, как меняется железная дорога и поезда. Появляются современные составы, более комфортабельные и быстрые, время в пути сокращается. Многие изменения для нас не очевидны, их видят и ощущают сами железнодорожники.

- Внедряются новые технологии, поэтому нам постоянно нужно учиться и повышать свою квалификацию. Обучение - неотъемлемая часть работы железнодорожника, - говорит Павел Волков.

Сейчас объем пассажирских перевозок на Витебском и Варшавском направлениях снизился, но без работы машинисты не остались. Их стали больше привлекать к работе в командировках как в другие регионы, где нужна помощь по ликвидации стихийных бедствий, так и для ведения «тематических» поездов, например, ко Дню Победы или в Новый год.

- Работа стала разнообразнее и интереснее. Пока здоровье позволяет, я буду работать, а там посмотрим, - улыбается Павел Волков.


НАШИ ДНИ
СТАБИЛЬНОСТЬ И УВЕРЕННОСТЬ
За годы работы Павел Александрович обкатал множество молодых помощников, водил грузовые и пассажирские поезда, проехал без аварий миллионы километров.

- Работа машиниста тяжелая, - признается Волков, - но ко всему привыкаешь, надо просто выработать систему и придерживаться ее. Нужно не только знать теорию - инструкции, нормативы, правила безопасности, но и применять свои знания на практике. В нашей работе самое сложное - выполнять простые действия в течение всей смены. Я часто говорю об этом молодым помощникам. Поэтому на работу надо идти со спокойной головой и обязательно выспавшимся!

На вопрос, за что он благодарен своей работе, Павел Александрович отвечает: за стабильность. Железная дорога помогла пережить непростые 90-е годы.

- Когда многие предприятия закрывались, оставив сотни людей без зарплаты и работы, железная дорога работала максимально бесперебойно, насколько возможно в условиях той реальности, - говорит Павел Волков.