МАШИНИСТ «САПСАНА» ВЯЧЕСЛАВ ГУСЕВ: ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ ДОСТИГАЕТСЯ ОПЫТОМ

На железную дорогу Вячеслав Гусев пришел в 1998 году после окончания техникума. На выбор профессии повлиял дед - потомственный железнодорожник, хотя в какой-то момент молодой человек собирался идти по стопам отца и стать пилотом. Впрочем, машинистов поезда «Сапсан» впору называть пилотами - ответственности не меньше, работа такая же сложная, да и скорость иной раз сравнивается со скоростью взлетающего авиалайнера.

Сначала работал слесарем, потом помощником машиниста и машинистом на пригородных поездах. Все это время Гусев обучался, повышал классы квалификации и вскоре руководство предложило молодому сотруднику вступить в ряды «скоростников».

- Я работал на скоростном электропоезде ЭР200 . Нас, «скоростников», тогда было немного, мы считались штучными специалистами, - рассказывает Вячеслав Гусев. - Когда пришли «Сапсаны», нас перевели на них, но сначала мы ставили эти поезда на рельсы. На испытаниях проверяли буквально все. Тягу, тормоза и так далее - все по техническому заданию. Пробовали, писали документацию, делали расчеты. Никакого шаблона не было, все делалось с нуля. Сейчас скоростных поездов много машинистов-«скоростников» стало больше, профессия постепенно становится массовой. Но это и неплохо - значит технологии становятся привычной частью нашей жизни.

Максимальная скорость «Сапсана» 250 километров в час. Раньше скорые поезда не разгонялись больше 140 километров в час. Но уникален «Сапсан» не только рекордными скоростями. Управление поезда стало намного проще. Специальная компьютерная программа просчитывает все действия за машиниста, исключая ошибки. Это очень удобно, но опытные машинисты уверены: на автосистему нельзя надеяться на все сто процентов. По крайней мере, пока. Возможно, за автопилотом будущее, но сейчас вся ответственность лежит на человеке - машинисте. Высший пилотаж достигается опытом.


- Техника развивается, появляются новые технологии, которые должны облегчать нам жизнь. С одной стороны, это так, с другой - появляется много нового оборудования, приборов, новых нормативных требований, которые нужно знать. Даже система автопилота - это не просто кнопка, нажав которую ты становишься наблюдателем, это набор функций, система, которой нужно задать параметры, запустить, контролировать и корректировать под текущую ситуацию. Поэтому важная часть нашей профессии - это обучение. Машинисты регулярно повышают свою квалификацию, сдают экзамены и подтверждают свой профессионализм, - продолжает Вячеслав Гусев.

Легкой работу машиниста не назовешь - это каждодневный труд , который требует постоянной концентрации внимания и огромной ответственности, ведь за спиной машиниста люди.

- Надо быть максимально сконцентрированным и не отвлекаться, ведь в любой момент может случиться нестандартная ситуация. Поэтому на пейзажи за окном я давно не смотрю, акцентирую внимание на рабочих моментах. Да, бывает нелегко, но если работаешь по призванию, то в итоге все равно получаешь удовлетворение, - добавляет Вячеслав Гусев.

Наверное, в этом и состоит главный секрет мастерства железнодорожников – любить дело, которому ты служишь.