ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА:
26 километров пути в будущее
Первую в нашей стране железную дорогу между Петербургом и Царским Селом считали «царской забавой», но именно она положила начало железнодорожной сети современной России. В год 185-летия железных дорог России «Комсомолка» рассказывает о важных, но не всегда очевидных вехах в истории императорского пути.
ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА:
26 километров пути в будущее
Первую в нашей стране железную дорогу между Петербургом и Царским Селом считали «царской забавой», но именно она положила начало железнодорожной сети современной России. В год 185-летия железных дорог России «Комсомолка» рассказывает о важных, но не всегда очевидных вехах в истории императорского пути.
Железную дорогу мы сегодня воспринимаем как должное и даже не представляем, какие споры и сложности, опасения и надежды сопровождали ее появление в нашей стране. Этот проект современникам казался спорным, и потому, чтобы создать первую в России пассажирскую железную дорогу, потребовалось немало сил, смелости и энергии.
СТРОИТЬ ИЛИ НЕТ, ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
Первый поезд из Петербурга отправился 30 октября 1837 года. И хотя первое обсуждение темы строительства «железки» состоялось в Главном управлении путей сообщения еще 8 июля 1826 года, то есть на 10 лет раньше, тогда идея не нашла должной поддержки.
Первый поезд из Петербурга отправился 30 октября 1837 года. И хотя первое обсуждение темы строительства «железки» состоялось в Главном управлении путей сообщения еще 8 июля 1826 года, то есть на 10 лет раньше, тогда идея не нашла должной поддержки.
Противниками новшества были министр финансов граф Канкрин и министр путей сообщения граф Толь. Непреклонность первого объяснялась предельно просто: в казне не было средств на суперпроекты такого рода. Однако, чтобы у императора не возникало вопросов, Канкрин выдвигал разнообразные и на первый взгляд достаточно обоснованные возражения. Он заявлял, к примеру, что железная дорога «не составляет предмета естественной необходимости и она усилит наклонность к ненужному передвижению с места на место».
А еще упирал на то, что люди будут ждать, пока им доставят товар, вместо того чтобы производить его самостоятельно. Доводом Толя против было то, что железные дороги «могут поколебать вековые устои России», поскольку они «есть самое демократическое учреждение, какое только можно было придумать для преобразования государства».

Впрочем, даже в путейском ведомстве некоторые выступали против строительства магистрали: мол, в нашем Отечестве за одну ночь может выпасть снега столько, что он покроет дорогу толщиной несколько дюймов и локомотивы не смогут двигаться. А весной ужасающая грязь, и «для содержания путей в надлежащей чистоте потребуется большое количество рабочих». Пугали народ и тем, что «паровые машины изведут все леса в стране и погубят промысел извоза…».
Граф Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин
Граф Карл Фёдорович Толь
Граф Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин
Граф Карл Фёдорович Толь
Пока в России обсуждали возможное появление железных дорог, в мире их строили. Пионером железнодорожного строительства стала Великобритания - первая железная трасса там была открыта в 1825 году. В 1834-м с идеей создать в России сеть железных дорог к нам приехал австрийский инженер, профессор Венского политехнического института Франц Антон фон Герстнер. Во время многочисленных поездок по стране он изучал российские особенности, начиная от самых оживленных направлений и заканчивая тем, что возят и кто ездит.

В начале 1835 года фон Герстнер подал Николаю I особую записку, в которой говорил о желательности сооружения сети железных дорог в России. Он даже намечал основные направления: Петербург - Москва - Нижний Новгород - Казань, Петербург - Одесса…


ВОЛЕВОЕ РЕШЕНИЕ: ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ - БЫТЬ
Франц Антон риттер фон Герстнер
Преодолеть недоверие императора к такой смелой идее было непросто. Поэтому наряду с инженерно-техническими доводами Герстнер использовал два дополнительных аргумента. Во-первых, он аккуратно задел самолюбие Николая I: у многих стран уже есть железные дороги, а у такой могущественной державы, как Россия, пока нет. А что скажут в Европе? Во-вторых, зная, что Николай I, переживший восстание декабристов, всю жизнь боялся революции, Герстнер привел в пример Англию. Там правительство во время беспорядков в Ирландии за два часа перебросило войска из Манчестера в Ливерпуль для следования в Дублин.

Для изучения предложений Герстнера была создана специальная комиссия. Устройство железных дорог в России она признала «полезным», но тут же возникли жаркие споры о том, на какие средства вести строительство, тем более что Герстнер, пообещав построить сеть железных дорог, потребовал для себя и своих наследников полувековой монополии. В этой привилегии инженеру отказали. Видя, что планы рушатся, Герстнер предложил в виде «опыта» проложить рельсы (всего 24 версты) от Петербурга до Царского Села и Павловска. «Дорогу в Царское Село дозволяю», - начертал на прошении Николай I.

Решение Герстнера о постройке Царскосельской линии было правильным - только на практике можно было продемонстрировать все преимущества нового вида транспорта.


Франц Антон риттер фон Герстнер
Сооружение моста через Обводной канал было непростым. Здесь на глубину 16 — 17 м требовалось забить около трех сотен свай. Эта работа велась круглосуточно в течение шести недель.
Земляные работы по постройке железной дороги велись вручную, с помощью лопат, кирок и тачек. В разгар строительства на трассе работало около 1800 рабочих и 1400 солдат.
Сооружение моста через Обводной канал было непростым. Здесь на глубину 16 — 17 м требовалось забить около трех сотен свай. Эта работа велась круглосуточно в течение шести недель.
Земляные работы по постройке железной дороги велись вручную, с помощью лопат, кирок и тачек. В разгар строительства на трассе работало около 1800 рабочих и 1400 солдат.
Работы на трассе начались 1 мая 1836 года. Строительство велось на частные средства. Шли они тяжело. Сам Герстнер приводил такие цифры: «Из 3000 работавших все лето крестьян и мастеровых осталось на октябрь едва 150». Но дело было сделано. Строительство магистрали обошлось значительно дороже, чем первоначально планировали. Владельцам железной дороги пришлось просить ссуду у правительства, которая была получена. Таким образом, без помощи государства все предприятие Царскосельской железной дороги могло закончиться крахом.

Железную дорогу торжественно открыли 30 октября 1837 года при многочисленном стечении народа, сановных гостей и дипломатов. Возле перрона стоял состав из восьми двухосных вагонов и доставленного в Россию паровоза завода Стефенсона, получившего на следующий год имя «Проворный». В 12 часов 45 минут ударил станционный колокол, и поезд плавно отошел от платформы. В вагонах находились 256 человек. Через 35 минут под аплодисменты и крики «Ура!» состав прибыл в Царское Село.

На обратном пути, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, Герстнер развил максимальную скорость состава, которая временами даже превышала 63 км в час. Такой головокружительной езды в то время в России еще не знали. Сейчас такая скорость никого не удивляет, а тогда она казалось фантастикой: ведь в карете с извозчиком требовалось в шесть раз больше времени, чтобы проехать такое расстояние.

СЛОЖНАЯ СТРОЙКА
С 30 января 1838 года началось ежедневное движение двух пар поездов в основном на конной тяге. Регулярное движение составов на паровой тяге стартовало в апреле 1838 года. На участке от Санкт-Петербурга до Павловска дорога протяженностью 27 км была полностью открыта 22 мая 1838 года.
В 1837-1838 годах ежедневно из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск отправлялось от 500 до 1000 пассажиров.

С 30 января 1838 года началось ежедневное движение двух пар поездов в основном на конной тяге. Регулярное движение составов на паровой тяге стартовало в апреле 1838 года. На участке от Санкт-Петербурга до Павловска дорога протяженностью 27 км была полностью открыта 22 мая 1838 года.
В 1837-1838 годах ежедневно из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск отправлялось от 500 до 1000 пассажиров.

Не будет преувеличением сказать, что первая в нашей стране железная дорога появилась благодаря неуклонной воле императора Николая I. Поначалу сопротивление новому виду транспорта было достаточно велико. Но благодаря интересу монарха к этому виду транспорта все сложности, связанные с сооружением Царскосельской железной дороги, были успешно преодолены. Поначалу Николай I рассчитывал, что подобно Великобритании в России железные дороги будут строиться частными акционерными обществами. К сожалению, такие надежды оказались несостоятельны. Даже для достройки короткой Царскосельской линии государству пришлось предоставлять акционерному обществу субсидию на льготных условиях. Поэтому в 1842 году магистраль Петербург - Москва было решено строить за счет казны: было понятно, что частных капиталов для столь грандиозной стройки просто не собрать.
ПО ВОЛЕ ИМПЕРАТОРА
Проехать по железной дороге было можно, престижно, и интересно. Несмотря на высокую стоимость билетов, желающих испытать новое средство передвижения было хоть отбавляй.
Проехать по железной дороге было можно, престижно, и интересно. Несмотря на высокую стоимость билетов, желающих испытать новое средство передвижения было хоть отбавляй.
Путешествие на поезде в те времена стоило недешево. Для 1-го класса билет стоил 75 копеек, для 2-го - 50, для 3-го - 25 копеек. Для сравнения: за рубль в те времена можно было купить курицу, 3 десятка яиц и килограмм масла.
Путешествие на поезде в те времена стоило недешево. Для 1-го класса билет стоил 75 копеек, для 2-го - 50, для 3-го - 25 копеек. Для сравнения: за рубль в те времена можно было купить курицу, 3 десятка яиц и килограмм масла.
Довольно быстро поездки по Царскосельской железной дороге стали любимым развлечением для жителей тогдашней столицы Российской империи. С началом эксплуатации первой железной дороги все аргументы против нового вида транспорта отпали. Быстрое развитие железнодорожного транспорта в России ограничивал только один фактор - нехватка капиталов для сооружения новых магистралей.

Поезда в то время состояли из вагонов четырех классов. Роскошную поездку в «берлинах» - крытых каретах с мягкими креслами для восьми пассажиров - могли себе позволить только состоятельные господа. Дилижансы хоть и были также оснащены мягкими сиденьями и закрыты от дождя и ветра, но были менее комфортабельны и вмещали в себя десять человек. Дешевле всего были билеты в «шарабан» (повозка с крышей) и «вагон» (без крыш).
Поезда в то время состояли из вагонов четырех классов. Роскошную поездку в «берлинах» - крытых каретах с мягкими креслами для восьми пассажиров - могли себе позволить только состоятельные господа. Дилижансы хоть и были также оснащены мягкими сиденьями и закрыты от дождя и ветра, но были менее комфортабельны и вмещали в себя десять человек. Дешевле всего были билеты в «шарабан» (повозка с крышей) и «вагон» (без крыш).
Несмотря на далеко идущие задумки инженера Герстнера, Царскосельская железная дорога многие годы оставалась пригородной линией, доставлявшей городскую публику в Царское Село и Павловск. Лишь в самом начале ХХ века, когда линию продлили в южном направлении, она стала частью магистрали, связавшей Санкт-Петербург и Витебск. Дорога снискала особую популярность среди светской публики с появлением в Павловске музыкального вокзала - идея его постройки также принадлежала фон Герстнеру. Правда, в те времена его называли «воксал» на английский манер. «Воксалами» называли увеселительные сады и парки с павильонами, где проводились маскарады, балы и концерты. В XIX веке благодаря невероятной музыкальной программе Павловский вокзал превратился в настоящий объект паломничества петербуржцев, конкурирующий со столичной филармонией. Там давал концерты даже Иоганн Штраус.

Музыка звучала не только в зале, но и на улице. Прямо перед музыкальным вокзалом были поставлены скамейки для публики. Павловский вокзал называли русским Тиволи: великолепное оформление и садово-парковый дизайн не уступали в живописности этому итальянскому городу. Уже потом, спустя десятилетия, это слово ушло в русский язык в современном, железнодорожном значении.
ЦАРСКАЯ ЗАБАВА
ЮБИЛЕЙ ОТМЕТИЛИ ВЫСТАВКОЙ

К 185-летию железных дорог в Музее железных дорог России открылась выставка «Царская забава», посвященная истории Царскосельской железной дороги. Благодаря твердой воле Николая I эти 26 километров пути положили начало железнодорожной сети современной России и доказали возможность использования железных дорог в суровых климатических условиях России.

Выставка обращается как раз к той части истории «железки», которую многие не знают. О позиции и взглядах многих государственных деятелей первой половины XIX века рассказывают архивные документы, редкие книжные издания, исторические карты, картины и гравюры, костюмы и модели паровозов из музейных коллекций, библиотек и государственных архивов. Благодаря экспозиции становится понятно, почему Россия, будучи великой мировой державой, долго не решалась начать строительство железных дорог и как было принято окончательное утвердительное решение.
ЮБИЛЕЙ ОТМЕТИЛИ ВЫСТАВКОЙ

К 185-летию железных дорог в Музее железных дорог России открылась выставка «Царская забава», посвященная истории Царскосельской железной дороги. Благодаря твердой воле Николая I эти 26 километров пути положили начало железнодорожной сети современной России и доказали возможность использования железных дорог в суровых климатических условиях России.

Выставка обращается как раз к той части истории «железки», которую многие не знают. О позиции и взглядах многих государственных деятелей первой половины XIX века рассказывают архивные документы, редкие книжные издания, исторические карты, картины и гравюры, костюмы и модели паровозов из музейных коллекций, библиотек и государственных архивов. Благодаря экспозиции становится понятно, почему Россия, будучи великой мировой державой, долго не решалась начать строительство железных дорог и как было принято окончательное утвердительное решение.
Чтобы понять, что железные дороги выгоднее грунтовых, достаточно посмотреть, как по ним передвигался транспорт. Под стеклом в полу представлены различные типы рельсов.
В музее у каждого локомотива есть информативная табличка с подписью и еще и интерактивный экран! Можно смотреть технические параметры и историю.
Чтобы понять, что железные дороги выгоднее грунтовых, достаточно посмотреть, как по ним передвигался транспорт. Под стеклом в полу представлены различные типы рельсов.
В музее у каждого локомотива есть информативная табличка с подписью и еще и интерактивный экран! Можно смотреть технические параметры и историю.
Вот так элегантно выглядели пассажиры первой в России пассажирской железной дороги.
Вагон первого класса был похож на норме в хорошем отеле - с дорогим ремонтом, обоями, бархатной обивкой на мебели.
Вот так элегантно выглядели пассажиры первой в России пассажирской железной дороги.
Вагон первого класса был похож на норме в хорошем отеле - с дорогим ремонтом, обоями, бархатной обивкой на мебели.
В Музее РЖД есть огромный макет Царскосельской железной дороги. Он стилизован под древние гравюры и выглядит очень стильно.
Можно увидеть, как железная дорога выглядела не только днем, но и ночью.
В Музее РЖД есть огромный макет Царскосельской железной дороги. Он стилизован под древние гравюры и выглядит очень стильно.
Можно увидеть, как железная дорога выглядела не только днем, но и ночью.
Посетители музея могут посмотреть на экспонаты и узнать их историю благодаря интерактивным доскам.
От прошлого - к будущему: в музее очень много поездов, вагонов, составов разных лет.
Посетители музея могут посмотреть на экспонаты и узнать их историю благодаря интерактивным доскам.
От прошлого - к будущему: в музее очень много поездов, вагонов, составов разных лет.
Несмотря на то что дорогу между Петербургом и Царским Селом считали «царской забавой», эти 26 километров пути положили начало всей железнодорожной сети современной России. Стало понятно, что ни снег, ни морозы не станут препятствием для развития рельсового транспорта. Важную роль в этом сыграла твердая воля императора, который понял важность «железки». С 1839 по 1842 год вопрос о непригодности железных дорог в России больше не поднимался, и все шло к твердому решению по организации масштабной рельсовой сети. Решительный поворот в железнодорожной политике России произошел в 1842 году, когда Николай I объявил о начале строительства пути от Петербурга до Москвы за счет казны.

Сегодня Октябрьская магистраль - не только старейшая среди железных дорог России, первооткрыватель суперсовременного для своего времени вида транспорта, но и пионер высокоскоростного движения. Именно здесь, на Северо-Западе, в 2009 году начали курсировать «Сапсаны», способные развивать скорость до 250 км/ч. А что ждет Октябрьскую железную дорогу дальше? Высокоскоростное движение будет развиваться, современных составов станет еще больше и новых направлений движения тоже. Можно не сомневаться, что свой двухсотлетний юбилей Октябрьская железная дорога встретит, сохранив лучшие традиции прошлого и смело двигаясь навстречу будущему. А все благодаря Царскосельской линии, которая сыграла свою важную роль - помогла понять, что без железных дорог, ускоряющих движение, будущее России невозможно представить.
ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Несмотря на то что дорогу между Петербургом и Царским Селом считали «царской забавой», эти 26 километров пути положили начало всей железнодорожной сети современной России. Стало понятно, что ни снег, ни морозы не станут препятствием для развития рельсового транспорта. Важную роль в этом сыграла твердая воля императора, который понял важность «железки». С 1839 по 1842 год вопрос о непригодности железных дорог в России больше не поднимался, и все шло к твердому решению по организации масштабной рельсовой сети. Решительный поворот в железнодорожной политике России произошел в 1842 году, когда Николай I объявил о начале строительства пути от Петербурга до Москвы за счет казны.

Сегодня Октябрьская магистраль - не только старейшая среди железных дорог России, первооткрыватель суперсовременного для своего времени вида транспорта, но и пионер высокоскоростного движения. Именно здесь, на Северо-Западе, в 2009 году начали курсировать «Сапсаны», способные развивать скорость до 250 км/ч. А что ждет Октябрьскую железную дорогу дальше? Высокоскоростное движение будет развиваться, современных составов станет еще больше и новых направлений движения тоже. Можно не сомневаться, что свой двухсотлетний юбилей Октябрьская железная дорога встретит, сохранив лучшие традиции прошлого и смело двигаясь навстречу будущему. А все благодаря Царскосельской линии, которая сыграла свою важную роль - помогла понять, что без железных дорог, ускоряющих движение, будущее России невозможно представить.
ПРАРОДИТЕЛЬ-
НИЦА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ