РОСЧЕРКОМ ПЕТРА
Сотни лет люди строили жилые дома, хозяйственные и административные постройки, дворцы и храмы. В городах они возникали стихийно - по мере развития территорий там, где в них нуждались. А с другой стороны, человечество стремилось упорядочить хаос и подчинить его строгой геометрии линий.

Так города стали рождаться сначала на бумаге. Вашингтон и Нью–Йорк, Дубай и Шанхай - все они строились по схеме, созданной архитекторами. Рассказываем, как на берегах Невы по генеральному плану вырос один из самых удивительных городов России и мира.
ГОРОДА ПО ГЕНПЛАНУ: НАСЛЕДИЕ ДРЕВНИХ НАРОДОВ В СЕРДЦЕ ПЕТЕРБУРГА
Древнейшие города, построенные по генеральному плану, - это Мохенджо-Даро и Хараппа. Эти поселения возникли более 2,6 тысячи лет до нашей эры на территории современного Пакистана и напоминали известный нам сегодня Манхэттен, разве что без небоскребов: прямоугольные кварталы и улицы, которые пересекают друг друга под прямым углом.

Позднее эту систему переняли и древние греки, назвав ее «гипподамовой» в честь архитектора Гипподама Милетского. Классические образцы таких геометрически правильных городов - Родос и древний Миллет.
Петр I тоже берет на вооружение эту схему градостроительства, хотя изначально поселения в районе современного Петербурга разрастались хаотично. 27 (16) мая 1703 года (по старому стилю) в устье реки Невы на Заячьем острове император заложил крепость, она и стала первой постройкой будущей столицы империи. А первое гражданское здание появилось на Петроградской стороне - Петровском острове, как его называли в те времена. Это был Домик Петра I - здание из тесаных сосновых бревен. А город на Неве все рос.

Появилась первая церковь - Троице-Петровский собор. В ее честь была названа первая площадь города - Троицкая. Когда-то она была центром общественной жизни, сейчас на ее месте разбит сквер. Также были построены здания Сената и Синода, таможни, коллегий, типографии и возведен первый гостиный двор - Ростовские ряды. Такое название он получил, потому что основная часть торговцев была родом из этого южного города.
Древний Миллет.
Троицкая площадь.
На правом же берегу Невы 5 ноября 1704 года была заложена главная верфь империи - Адмиралтейство. Именно оно, наряду с Петропавловским собором, должно было стать одной из доминант города, раскинувшегося в низине, ярким акцентом городского ландшафта. Рядом с верфью появляются слободы корабельных плотников: небольшие деревянные домишки или мазанки с палисадниками.

На месте современной Дворцовой площади когда-то шла торговля на шумном Морском рынке. И только в 1712 году, когда Петр I переносит столицу в новорожденный Санкт-Петербург, он поручает знаменитому архитектору Доменико Трезини распланировать район, где сейчас располагается Таврический сад и станция метро «Чернышевская». Тогда и начинается генеральное планирование города.
Дворцовая площадь.
Древний Миллет.


Древнейшие города, построенные по генеральному плану, - это Мохенджо-Даро и Хараппа. Эти поселения возникли более 2,6 тысячи лет до нашей эры на территории современного Пакистана и напоминали известный нам сегодня Манхэттен, разве что без небоскребов: прямоугольные кварталы и улицы, которые пересекают друг друга под прямым углом.

Петр I тоже берет на вооружение эту схему градостроительства, хотя изначально поселения в районе современного Петербурга разрастались хаотично. 27 (16) мая 1703 года (по старому стилю) в устье реки Невы на Заячьем острове император заложил крепость, она и стала первой постройкой будущей столицы империи. А первое гражданское здание появилось на Петроградской стороне - Петровском острове, как его называли в те времена. Это был Домик Петра I - здание из тесаных сосновых бревен. А город на Неве все рос.

Появилась первая церковь - Троице-Петровский собор. В ее честь была названа первая площадь города - Троицкая. Когда-то она была центром общественной жизни, сейчас на ее месте разбит сквер. Также были построены здания Сената и Синода, таможни, коллегий, типографии и возведен первый гостиный двор - Ростовские ряды. Такое название он получил, потому что основная часть торговцев была родом из этого южного города.

На правом же берегу Невы 5 ноября 1704 года была заложена главная верфь империи - Адмиралтейство. Именно оно, наряду с Петропавловским собором, должно было стать одной из доминант города, раскинувшегося в низине, ярким акцентом городского ландшафта. Рядом с верфью появляются слободы корабельных плотников: небольшие деревянные домишки или мазанки с палисадниками.

На месте современной Дворцовой площади когда-то шла торговля на шумном Морском рынке. И только в 1712 году, когда Петр I переносит столицу в новорожденный Санкт-Петербург, он поручает знаменитому архитектору Доменико Трезини распланировать район, где сейчас располагается Таврический сад и станция метро «Чернышевская». Тогда и начинается генеральное планирование города.
КСТАТИ
Следы первоначального генплана Петербурга видны и сегодня - многие кварталы по-прежнему разделены на строгие прямоугольники. А Фурштатская улица и проспект Чернышевского проходят там же, где их наметил итальянский архитектор.

Сегодня прогуливаться здесь особенно приятно и удобно: вместе с Миллионной, Малой и Большой Морскими, Гагаринской и улицей Пестеля, Большим проспектом Петроградской стороны и Московским проспектом, и многими другими, эти улицы входят в программу ПАО «Газпром» по комплексному благоустройству Санкт-Петербурга.

ПЕРВЫЕ КАРТЫ ГОРОДА
Центр Петербурга государь планировал разместить на Васильевском острове: рассечь его прямыми каналами-линиями и обрамить ожерельем из бастионов. Идея построить город на воде пришла Петру, когда он был в Нидерландах. В декабре 1697 года он даже начал брать уроки у гидротехника Серваса Вала, который учил государя особенностям устройства каналов.

Петр I не случайно обратил внимание на водные артерии: в те времена каналы считались оптимальным транспортным узлом - служили долго и позволяли перевозить большой объем грузов. Обычная сухопутная дорога уступала по всем параметрам - требовала регулярного ремонта и имела ограничения по объемам перевозок.

Идеи Петра были оформлены в первый генеральный план за авторством Трезини в 1715 году. Прокладывать каналы начали от Меншиковского дворца, единственного каменного здания на Васильевском острове. Но строительство шло медленно и недостаточно эффективно, каналы получались узкими и неглубокими.

Со временем от этого проекта пришлось отказаться, но его след навсегда остался в истории города - на карте Васильевского острова мы и сегодня видим план каналов. Сейчас вместо водных артерий раскинулись линии и проспекты.
Васильевский остров.

Центр Петербурга государь планировал разместить на Васильевском острове: рассечь его прямыми каналами-линиями и обрамить ожерельем из бастионов. Идея построить город на воде пришла Петру, когда он был в Нидерландах. В декабре 1697 года он даже начал брать уроки у гидротехника Серваса Вала, который учил государя особенностям устройства каналов.

Петр I не случайно обратил внимание на водные артерии: в те времена каналы считались оптимальным транспортным узлом - служили долго и позволяли перевозить большой объем грузов. Обычная сухопутная дорога уступала по всем параметрам - требовала регулярного ремонта и имела ограничения по объемам перевозок.

Идеи Петра были оформлены в первый генеральный план за авторством Трезини в 1715 году. Прокладывать каналы начали от Меншиковского дворца, единственного каменного здания на Васильевском острове. Но строительство шло медленно и недостаточно эффективно, каналы получались узкими и неглубокими.

Со временем от этого проекта пришлось отказаться, но его след навсегда остался в истории города - на карте Васильевского острова мы и сегодня видим план каналов. Сейчас вместо водных артерий раскинулись линии и проспекты.
КСТАТИ
Камня в городе не хватало. Первые мостовые были деревянными, поэтому чинам всех сословий запрещалось ходить в обуви, подбитой железом. Каменные улицы появились ближе к 1725 году, а гранитным центр стал только к концу XVIII века. В советское же время кладку часто покрывали асфальтом.

С 2007 года в петербургских традициях мощение тротуаров гранитом производится в рамках программы ПАО «Газпром» по комплексному благоустройству Санкт-Петербурга. Одновременно здесь устанавливаются современные фонари, стилизованные под исторические, размещаются новые скамейки, предусматриваются водоотливы, восстанавливаются газоны. Также создается архитектурно-художественная подсветка важнейших исторических и культурных объектов города.

«Образцовые чертежи» также ввел в обиход Петр I. Он хотел, чтобы в новой столице как можно быстрее появлялись новые жилые дома в едином архитектурном стиле. По его приказу были разработаны типовые проекты домов для разных сословий, и любой горожанин мог ознакомиться с чертежами. Одну из таких «царских многоэтажек» можно увидеть совсем недалеко от станции метро «Василеостровская» - это дом 13 на 6-й линии Васильевского острова. Так город начинает обретать свои первые очертания как на бумаге, так и в реальности.
«Гораздо более важным, чем прямые улицы, отличием Петербурга были фасады, которые стояли по красной линии вплотную друг к другу. Этот подход Петр I заложил вместе со структурой города и конфигурацией улиц. Не определяя масштабы зданий, род занятий людей, карты оживляли уже сами жители на протяжении трех веков.

В целом любое градостроительство на протяжении истории - это поиск баланса между тем, что определили, а что нет. Это и сейчас так, просто сейчас эта система работает сложнее».
Мария Элькина, архитектурный критик

«Образцовые чертежи» также ввел в обиход Петр I. Он хотел, чтобы в новой столице как можно быстрее появлялись новые жилые дома в едином архитектурном стиле. По его приказу были разработаны типовые проекты домов для разных сословий, и любой горожанин мог ознакомиться с чертежами. Одну из таких «царских многоэтажек» можно увидеть совсем недалеко от станции метро «Василеостровская» - это дом 13 на 6-й линии Васильевского острова. Так город начинает обретать свои первые очертания как на бумаге, так и в реальности.
«Гораздо более важным, чем прямые улицы, отличием Петербурга были фасады, которые стояли по красной линии вплотную друг к другу. Этот подход Петр I заложил вместе со структурой города и конфигурацией улиц. Не определяя масштабы зданий, род занятий людей, карты оживляли уже сами жители на протяжении трех веков.

В целом любое градостроительство на протяжении истории - это поиск баланса между тем, что определили, а что нет. Это и сейчас так, просто сейчас эта система работает сложнее».
Мария Элькина, архитектурный критик
ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД ЛЕБЛОНА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
План Трезини был не единственным. Летом 1716 года губернатор Александр Меншиков, ближайший соратник Петра, пригласил в город талантливого архитектора Жана-Батиста Леблона.

Он должен был создать еще один план города и предложил крайне необычный вариант: по задумке архитектора, город должен был принять форму идеального эллипса, центром которого стала бы стрелка Васильевского острова, а внутри крепостной стены расположились бы территории острова, часть Петроградской стороны и левый берег Невы от Ново-Адмиралтейского канала до Троицкого моста.

Но планам амбициозного француза не суждено было сбыться в полной мере.
Жан-Батист Леблон.
«Все-таки Петербург был изначально технократическим экспериментом. Петр считал: мы возьмем градостроительные практики, физическую и материальную среду, перенесем ее в Петербург и тем самым мы изменим русскую культуру. Не меняя умы, а меняя бытие».
Мария Элькина, архитектурный критик
Зато его проект был вполне в духе Санкт-Петербурга. Ведь город был «лабораторией», в которой гениальные архитекторы своего времени проводили эксперименты в поисках идеальных градостроительных решений. Со временем город на Неве стал примером планировки для многих русских городов: «гипподамову» систему, которой вдохновился Петр I, использовали еще не одно десятилетие.

А в мире, например, по схожей схеме построен барселонский район Эшампле. В нем пересечения широких улиц образуют квадратные кварталы со скошенными углами. Считается, что такая планировка удобна для перемещения по городу, обеспечивает хорошую вентиляцию и освещенность.
Жан-Батист Леблон.


План Трезини был не единственным. Летом 1716 года губернатор Александр Меншиков, ближайший соратник Петра, пригласил в город талантливого архитектора Жана-Батиста Леблона.

Он должен был создать еще один план города и предложил крайне необычный вариант: по задумке архитектора, город должен был принять форму идеального эллипса, центром которого стала бы стрелка Васильевского острова, а внутри крепостной стены расположились бы территории острова, часть Петроградской стороны и левый берег Невы от Ново-Адмиралтейского канала до Троицкого моста.

Но планам амбициозного француза не суждено было сбыться в полной мере.
«Все-таки Петербург был изначально технократическим экспериментом. Петр считал: мы возьмем градостроительные практики, физическую и материальную среду, перенесем ее в Петербург и тем самым мы изменим русскую культуру. Не меняя умы, а меняя бытие».
Мария Элькина, архитектурный критик

Зато его проект был вполне в духе Санкт-Петербурга. Ведь город был «лабораторией», в которой гениальные архитекторы своего времени проводили эксперименты в поисках идеальных градостроительных решений. Со временем город на Неве стал примером планировки для многих русских городов: «гипподамову» систему, которой вдохновился Петр I, использовали еще не одно десятилетие.

А в мире, например, по схожей схеме построен барселонский район Эшампле. В нем пересечения широких улиц образуют квадратные кварталы со скошенными углами. Считается, что такая планировка удобна для перемещения по городу, обеспечивает хорошую вентиляцию и освещенность.
ТРАДИЦИИ ЕВРОПЫ В СЕВЕРНОМ ГОРОДЕ
В XVII - XVIII веках градостроительные тренды задавали Рим и Париж. В руках европейских правителей и католической церкви была не только колоссальная власть, но и огромные деньги - это позволяло создавать впечатляющие проекты.

В городах возводились масштабные архитектурные ансамбли, отражающие величие короны и престола. Яркие примеры таких шедевров - Версаль в пригороде Парижа и ансамбль площади Святого Петра в Риме.

В XVII - XVIII веках градостроительные тренды задавали Рим и Париж. В руках европейских правителей и католической церкви была не только колоссальная власть, но и огромные деньги - это позволяло создавать впечатляющие проекты.

В городах возводились масштабные архитектурные ансамбли, отражающие величие короны и престола. Яркие примеры таких шедевров - Версаль в пригороде Парижа и ансамбль площади Святого Петра в Риме.
Петербург тоже можно назвать городом ансамблей и доминант. Первой доминантой, которая создала узнаваемый силуэт города, стало Адмиралтейство, правда, при трагических обстоятельствах. В 1736 году в городе вспыхивает страшный пожар: огонь уничтожает здания вдоль Невского проспекта. Уцелеть не удается даже Мытному Двору, предшественнику Гостиного Двора. Через год пламя вспыхивает вновь, на этот раз обрушаются постройки вдоль Мойки.

После пожаров Анна Иоанновна учреждает Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Ведомство начинает проектировать прямые улицы, широкие площади - старается сделать город более пожаробезопасным. Главным архитектором города становится Петр Еропкин. Он и разрабатывает новый генплан города. Центр переносится на правый берег Невы - на карте появляется знаменитый «еропкинский трезубец».

Главные магистрали города – Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица – тремя лучами расходятся от Адмиралтейства. Такие же лучи вписаны в рельеф Парижа, где магистрали расходятся от Триумфальной арки, и Рима, в котором дороги отходят от Пьяцца-дель-Пополо.
Фонтан в Александровском саду.

Фонтан в Александровском саду.


Петербург тоже можно назвать городом ансамблей и доминант. Первой доминантой, которая создала узнаваемый силуэт города, стало Адмиралтейство, правда, при трагических обстоятельствах. В 1736 году в городе вспыхивает страшный пожар: огонь уничтожает здания вдоль Невского проспекта. Уцелеть не удается даже Мытному Двору, предшественнику Гостиного Двора. Через год пламя вспыхивает вновь, на этот раз обрушаются постройки вдоль Мойки.

После пожаров Анна Иоанновна учреждает Комиссию о Санкт-Петербургском строении. Ведомство начинает проектировать прямые улицы, широкие площади - старается сделать город более пожаробезопасным. Главным архитектором города становится Петр Еропкин. Он и разрабатывает новый генплан города. Центр переносится на правый берег Невы - на карте появляется знаменитый «еропкинский трезубец».

Главные магистрали города – Вознесенский и Невский проспекты, Гороховая улица – тремя лучами расходятся от Адмиралтейства. Такие же лучи вписаны в рельеф Парижа, где магистрали расходятся от Триумфальной арки, и Рима, в котором дороги отходят от Пьяцца-дель-Пополо.
В дальнейшем облик града Петрова - достаточно «низкоэтажного» города - создают новые высотные доминанты: купола Исаакиевского и Казанского соборов, звонница Смольного и башня Владимирского соборов. Но в целом центр Петербурга сохранил самобытность отчасти и благодаря указу Николая I: в 1844 году он запретил строить здания, которые были бы выше карниза Зимнего дворца.


Яркой высотной доминантой ХХ века стала телебашня. Спустя годы город продолжает перенимать лучшие градостроительные традиции Старого Света, а иногда и диктует их сам: в XXI веке в Санкт-Петербурге появляется самый высокий небоскреб Европы - «Лахта Центр».
Вечерняя подсветка «Лахта Центра» привлекает туристов.
Фото: Станислав Забурдаев
Вечерняя подсветка «Лахта Центра» привлекает туристов.
Фото: Станислав Забурдаев


В дальнейшем облик града Петрова - достаточно «низкоэтажного» города - создают новые высотные доминанты: купола Исаакиевского и Казанского соборов, звонница Смольного и башня Владимирского соборов. Но в целом центр Петербурга сохранил самобытность отчасти и благодаря указу Николая I: в 1844 году он запретил строить здания, которые были бы выше карниза Зимнего дворца.


Яркой высотной доминантой ХХ века стала телебашня. Спустя годы город продолжает перенимать лучшие градостроительные традиции Старого Света, а иногда и диктует их сам: в XXI веке в Санкт-Петербурге появляется самый высокий небоскреб Европы - «Лахта Центр».
МОРСКАЯ СТОЛИЦА
Одержимость Петра Великого морем широко известна - царь понимал важность выхода к Балтике. В Петербурге со временем появились главная верфь страны, ожерелье морских фортов, жемчужиной которых был Кронштадт, и крепости посреди Невы.

Но настоящим украшением города стало уникальное здание - Подзорный дворец, построенный на воде. Особняк стоял между устьем Невы и Фонтанки, рядом с истоком реки Екатерингофки. Парадная лестница уходила в воду, а из окон виднелась гладь Финского залива. До наших дней постройка, к сожалению, не дожила.
Подзорный дворец был одним из любимых детищ Петра.

Одержимость Петра Великого морем широко известна - царь понимал важность выхода к Балтике. В Петербурге со временем появились главная верфь страны, ожерелье морских фортов, жемчужиной которых был Кронштадт, и крепости посреди Невы.

Но настоящим украшением города стало уникальное здание - Подзорный дворец, построенный на воде. Особняк стоял между устьем Невы и Фонтанки, рядом с истоком реки Екатерингофки. Парадная лестница уходила в воду, а из окон виднелась гладь Финского залива. До наших дней постройка, к сожалению, не дожила.
Подзорный дворец был одним из любимых детищ Петра.

КСТАТИ
Петр I понимал необходимость развития мореходства и торговли, поэтому прибытие первого торгового корабля стало настоящим праздником. Шкиперу голландского парусника, который первым пришвартовался в молодом городе, было вручено 500 золотых. Второму кораблю было обещано 300 монет, а третьему - 150.

И именно Петр I вошёл в историю, как создатель регулярного русского военно-морского флота: его усилиями за первые два десятилетия ХVIII века Россия стала одной из великих морских держав мира.
К концу 1709 года Петр I разработал проект корабля «Полтава» при участии корабельного мастера Федосея Скляева. Это был трехмачтовый линейный корабль длиной 35 и шириной 13 метров с 54 пушками и экипажем 350 человек. Свое название он получил в честь победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве. В строительстве корабля Петр I принимал личное участие. Без наглядного примера трудно представить весь масштаб освоения Россией нового корабельного ремесла, учителями в котором стали лучшие морские державы того времени.

В наши дни первый линейный корабль Балтийского флота 4-го ранга «Полтава» был воссоздан по инициативе ПАО «Газпром». Строительство корабля заняло шесть лет. В мае 2018 года состоялся спуск корабля на воду.

После того как город оправился от войны, архитекторы вспомнили заветы Петра I и обратили свои взоры к заливу. По замыслу создателей нового генплана, город должен преобразиться благодаря масштабному морскому фасаду.

Он, как и центр города, должен был сложиться из системы ансамблей, спроектированных в едином стиле. Дополнить новый облик Санкт-Петербурга должны были высокие доминанты. А жемчужиной проекта выступила бы огромная 25-километровая набережная вдоль всего острова.
Один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.
Несмотря на развитие города, западная часть Васильевского острова долгое время оставалась нетронутой. В 1721 году здесь построили гавань, рядом с которой раскинулась небольшая деревушка - Матросская слободка. Все галеры из устья Фонтанки перевели к гавани, но еще долгое время эта территория считалась окраиной города. Взялись за эти земли только в советское время.
Во время реализации проекта архитекторы столкнулись с непредвиденной сложностью: новые постройки должны были вырасти на намывных территориях. Однако возводить высотные доминанты на «намыве» оказалось проблематично, и крупных организаций, которые готовы были бы занять новые здания, не нашлось, поэтому советским архитекторам удалось осуществить лишь часть планов - западнее Наличной улицы «намыли» новые территории. На них возвели лишь части единого ансамбля: монументальную гостиницу «Прибалтийская», жилые дома «на ножках», которые сейчас считаются визитной карточкой района, и здание Морского вокзала.

Сейчас город вновь поворачивается к Неве, Финскому заливу, Балтийскому морю, формируя новый общественно-деловой центр на побережье Невской губы.
Октябрьский проспект.

Несмотря на развитие города, западная часть Васильевского острова долгое время оставалась нетронутой. В 1721 году здесь построили гавань, рядом с которой раскинулась небольшая деревушка - Матросская слободка. Все галеры из устья Фонтанки перевели к гавани, но еще долгое время эта территория считалась окраиной города. Взялись за эти земли только в советское время.
Один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

После того как город оправился от войны, архитекторы вспомнили заветы Петра I и обратили свои взоры к заливу. По замыслу создателей нового генплана, город должен преобразиться благодаря масштабному морскому фасаду.

Он, как и центр города, должен был сложиться из системы ансамблей, спроектированных в едином стиле. Дополнить новый облик Санкт-Петербурга должны были высокие доминанты. А жемчужиной проекта выступила бы огромная 25-километровая набережная вдоль всего острова.
Октябрьский проспект.


Во время реализации проекта архитекторы столкнулись с непредвиденной сложностью: новые постройки должны были вырасти на намывных территориях. Однако возводить высотные доминанты на «намыве» оказалось проблематично, и крупных организаций, которые готовы были бы занять новые здания, не нашлось, поэтому советским архитекторам удалось осуществить лишь часть планов - западнее Наличной улицы «намыли» новые территории. На них возвели лишь части единого ансамбля: монументальную гостиницу «Прибалтийская», жилые дома «на ножках», которые сейчас считаются визитной карточкой района, и здание Морского вокзала.

Сейчас город вновь поворачивается к Неве, Финскому заливу, Балтийскому морю, формируя новый общественно-деловой центр на побережье Невской губы.
СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИИ
И НОВОЕ РАЗВИТИЕ
Со времен Петра I город на Неве преобразился, ведь каждое новое десятилетие привносит в портрет Северной столицы новые черты. Появляются новые проекты - масштабные, актуальные, созданные с уважением к архитектурным традициям и культурному коду города, с вниманием к потребностям жителей. Сейчас тренды задает «Лахта Центр». Небоскреб был возведен так, чтобы не конкурировать с золоченым шпилем собора Петра и Павла, а дополнять облик города.

Серебряная стрела высотой 462 метра уже стала новой достопримечательностью города и нередко радует петербуржцев нарядной подсветкой. «Лахта Центр» обещает стать самым современным и насыщенным событиями общественным пространством города. Здесь появится многофункциональный зрительный зал-трансформер, шар-планетарий, обзорная площадка, постоянные и временные выставочные пространства и открытый амфитеатр.
С высоты птичьего полета открывается потрясающий вид на «Лахта Центр».
«Лахта Центр» становится мощным кластером и важным центром притяжения, новой достопримечательностью для туристов и любимым местом жителей. Мне кажется, в Лахте для небоскреба самое оптимальное место, с его появлением район должен серьезно преобразиться к лучшему. Если бы не «Лахта Центр», то стремительное инфраструктурное развитие, появление новых общественных и культурных объектов - ничего бы не произошло».
Павел Перец,
блогер, экскурсовод, урбанист
Инженеры спроектировали небоскреб с учетом карты капризных северных ветров, и, спускаясь с вершины башни, ветер не превращается в ураган. Дойти до «Лахта Центра» можно будет из парка имени 300-летия Санкт-Петербурга по новому пешеходному мосту.

Создатели небоскреба внимательно отнеслись к перспективному развитию города - разместили общественно-деловой центр в Приморском районе, не только формируя новую точку притяжения, но и развивая инфраструктуру.
Так, здесь уже появились новые улицы Высотная и Воздушная.

Скоро можно будет прогуляться по Открытой набережной. Запланировано создание перекрестка с круговым движением и двух квартальных проездов, велодорожек, транспортных мостов, возможно размещение железнодорожной платформы и станции метро. Все это создает по-настоящему масштабный импульс развития.
Появление небоскреба стало импульсом к развитию инфраструктуры. Фото: Станислав Забурдаев
С высоты птичьего полета открывается потрясающий вид на «Лахта Центр».


Со времен Петра I город на Неве преобразился, ведь каждое новое десятилетие привносит в портрет Северной столицы новые черты. Появляются новые проекты - масштабные, актуальные, созданные с уважением к архитектурным традициям и культурному коду города, с вниманием к потребностям жителей. Сейчас тренды задает «Лахта Центр». Небоскреб был возведен так, чтобы не конкурировать с золоченым шпилем собора Петра и Павла, а дополнять облик города.

Серебряная стрела высотой 462 метра уже стала новой достопримечательностью города и нередко радует петербуржцев нарядной подсветкой. «Лахта Центр» обещает стать самым современным и насыщенным событиями общественным пространством города. Здесь появится многофункциональный зрительный зал-трансформер, шар-планетарий, обзорная площадка, постоянные и временные выставочные пространства и открытый амфитеатр.
«Лахта Центр» становится мощным кластером и важным центром притяжения, новой достопримечательностью для туристов и любимым местом жителей. Мне кажется, в Лахте для небоскреба самое оптимальное место, с его появлением район должен серьезно преобразиться к лучшему. Если бы не «Лахта Центр», то стремительное инфраструктурное развитие, появление новых общественных и культурных объектов - ничего бы не произошло».
Павел Перец,
блогер, экскурсовод, урбанист
Появление небоскреба стало импульсом к развитию инфраструктуры.
Фото: Станислав Забурдаев


Инженеры спроектировали небоскреб с учетом карты капризных северных ветров, и, спускаясь с вершины башни, ветер не превращается в ураган. Дойти до «Лахта Центра» можно будет из парка имени 300-летия Санкт-Петербурга по новому пешеходному мосту.

Создатели небоскреба внимательно отнеслись к перспективному развитию города - разместили общественно-деловой центр в Приморском районе, не только формируя новую точку притяжения, но и развивая инфраструктуру.
Так, здесь уже появились новые улицы Высотная и Воздушная.

Скоро можно будет прогуляться по Открытой набережной. Запланировано создание перекрестка с круговым движением и двух квартальных проездов, велодорожек, транспортных мостов, возможно размещение железнодорожной платформы и станции метро. Все это создает по-настоящему масштабный импульс развития.
КСТАТИ
Лахта Центр» – самый северный небоскреб мира. Чтобы здание прочно стояло на берегу, его фундамент опирается на 264 мощные сваи глубиной до 82 метров.

Здание рассчитано на землетрясение магнитудой 6 баллов, несмотря на то что максимум для Петербурга всего 2 балла.

Проектировщики небоскреба следовали заветам Петра I - башня стала новой высотной доминантой, обращенной к водной глади, как Адмиралтейство и Петропавловский собор. Архитектурой «Лахта Центра» Санкт-Петербург может гордиться по праву: она отмечена десятками международных и российских премий в области высотного строительства и городского развития.

Проектировщики небоскреба следовали заветам Петра I - башня стала новой высотной доминантой, обращенной к водной глади, как Адмиралтейство и Петропавловский собор. Архитектурой «Лахта Центра» Санкт-Петербург может гордиться по праву: она отмечена десятками международных и российских премий в области высотного строительства и городского развития.
Зодчие Петербурга во все века отличались уважением к архитектурным традициям, высокой точностью расчетов и масштабностью идей. От золотых шпилей до высочайшего небоскреба в Европе - каждое новое поколение градостроителей привносит что-то свое в уникальный облик Северной столицы.
Над проектом работали
Руководитель проекта: Ангелина Диасамидзе
Текст: Александр Голиков
Фото: ПАО «Газпром», pastvu.com, freepik.com, dic.academic.ru, wikimapia.org, ru.wikipedia.org, Александр Глуз, Артём Килькин
Дизайн и верстка: Анастасия Павлова