Филиппова Елена
Директор Аналитического центра по безопасности ГТС, кандидат технических наук
«И века простоит»: как новые технологии делают сооружения еще надежнее
О том, как забота о безопасности гидротехнических сооружений помогает нам экономить на электричестве и чем плотина похожа на человека, поговорили с Еленой Филипповой, директором Аналитического центра по безопасности ГТС.
- Скажите, как меняется со временем отношение к безопасности гидротехнических сооружений? И меняется ли?
- О безопасности объекта начинают думать еще на стадии проекта. И далее на всех «жизненных» циклах гидротехнического сооружения: строительство, эксплуатация, консервация - вплоть до ликвидации сооружения. Причем неважно, когда объект закладывался - в наши дни, в советское время или еще раньше. Другое дело, что в разные эпохи были разные нормы и требования к безопасности гидротехнических сооружений. В настоящее время в этом вопросе Россия соответствует мировым трендам. Мы заботимся не только об обеспечении безопасности и надежности сооружений, но и о снижении вероятности возможных аварий сооружений, снижении потенциального ущерба. Подобный подход называется управлением безопасностью гидротехнических сооружений. Для этого собираются многочисленные данные: проводятся исследования и изыскания, выполняются расчеты по оценке состояния гидротехнического сооружения, анализ и оценка риска аварий сооружения. Исходя из полученных результатов, при необходимости планируется ремонт объекта, реконструкция.
- Но нормы точно изменились. Специалисты ВНИИГ участвуют в разработке подобной документации?
- Конечно. В сентябре ВНИИГ отмечает свое столетие. Со дня основания института разработка отраслевых нормативных и методических документов была одним из важнейших направлений его деятельности. И сегодня сотрудники ВНИИГ продолжают активно участвовать в разработке отраслевых норм и стандартов, участвуют в разработке законодательных документов. Например, уже более 24 лет действует Федеральный закон № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений», одним из инициаторов и разработчиков которого был наш институт. И сейчас мы продолжаем принимать активное участие в нормотворческой деятельности по теме обеспечения безопасности ГТС в рамках реализуемой в стране «регуляторной гильотины». Ее цель - сократить количество устаревших законов и нормативов, актуализировать необходимые действующие нормативно-правовые акты, снизив тем самым нагрузку на бизнес, но при этом сделать так, чтобы в дальнейшем не пришлось расплачиваться за это безопасностью гидротехнических сооружений.
- А какие современные методы оценки безопасности сооружений внедряются благодаря ВНИИГ?
- Мы разработали Систему управления безопасностью и надежностью гидротехнических сооружений. Основной целью системы является экономически эффективное обеспечение нормативного уровня безопасности и надежности ГТС РусГидро на протяжении всего их жизненного цикла.
С 2010 года в РусГидро работает Аналитический центр по безопасности гидротехнических сооружений. Основной целью функционирования Аналитического центра ПАО «РусГидро» является обеспечение принятия оптимальных решений по управлению безопасностью и надежностью ГТС компании.
Аналитический центр ВНИИГ ведет активную работу по распространению опыта функционирования Аналитического центра ПАО «РусГидро» во «внешнем» пространстве. Так, в настоящее время при нашем непосредственном участии созданы и функционируют Аналитические центры по безопасности ГТС Ангарского каскада ГЭС (Иркутская, Братская, Усть-Илимская), ГТС ПАО «ТГК-1», где в качестве пилотного принят филиал «Невский», осуществляется научно-техническое сопровождение вопросов эксплуатации ГТС Комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений.
Внедрение Системы управления безопасностью и надежностью гидротехнических сооружений помогает достичь сразу двух целей. Во-первых, соблюсти все требования в области безопасности гидротехнических сооружений. Во-вторых, избежать лишних трат. Как следствие, сэкономить потребителям электричество, то есть нам с вами. Ведь любые затраты сказываются на тарифах.
- Расскажите больше о цифровизации: может, есть какие-то еще инновационные наработки?
- Мы занимаемся этим видом деятельности уже много лет. Есть гидростанции, которые оснащены огромным количеством приборов контрольно-измерительной аппаратуры. Раньше специалисту станции приходилось обходить их все, чтобы снять показания. Теперь у нас есть автоматизированные информационно-диагностические системы, которые собирают все данные, обрабатывают и передают их для дальнейшей аналитической работы, в том числе в Аналитический центр. Наличие автоматизированной системы ни в коем случае не отменяет при необходимости выборочный контроль в ручном режиме. Кроме того, сейчас мы разработали информационно-аналитическую систему SOMAS, которая служит инструментом цифровизации работы самого Аналитического центра. В настоящее время эта система прошла отработку на пилотных станциях и планируется к дальнейшему внедрению на все ГЭС РусГидро.
- Кстати, а что с командировками? Часто ли сотрудникам приходится отправляться в дорогу?
- Мы не только теоретики, но и в первую очередь практики. Наши разработки внедряются на реальных объектах, в особенности это относится к эксплуатируемым сооружениям. Поэтому работа специалистов, по крайней мере, нашего департамента, однозначно связана с выездами на объекты. Более того, у каждого нашего объекта есть куратор от Аналитического центра. Это человек, который знает о своем объекте все. Если возникает экстренная необходимость, он в трехдневный срок обязательно выезжает на объект для решения возникших вопросов. Так что да, командировки есть, и их немало.
Какой-то строгой периодичности нет, но расскажу личную историю. В первый год работы в институте у меня было пять командировок подряд, я даже домой не возвращалась. Перед защитой диссертации, которая, кстати, была 30 декабря, - то же самое. Друзья смеялись: «Ты домой-то вернешься? На свою защиту придешь?»
- И последнее: многие не понимают важности оценки и анализа рисков. Надеются на авось. Как можно переубедить таких людей?
- Очень просто. Проведу аналогию: вы ведь со здоровьем не шутите? Лучше регулярно проходить обследования и сдавать анализы, чем в один «прекрасный» день лечь на операцию. В нашей сфере те же принципы. Даже диагностические показатели при контроле состояния ГТС частично сходятся, например, температура, давление. Поэтому подход к диагностике и анализу состояния сооружений, отношение к обеспечению надежности и безопасности сооружений должен быть точно такой же, как и к своему собственному организму. А если говорить серьезно, то при обеспечении безопасности ГТС на чашу весов ставятся в первую очередь человеческие жизни и актуальность данного направления, обусловленная высокой социальной значимостью гидротехнических сооружений, их потенциальной опасностью для населения и окружающей среды при возможных авариях гидротехнических сооружений.