Иванова Татьяна
Ученый секретарь, кандидат технических наук
Творцы будущего: как в стенах ВНИИГ воспитывают новое поколение ученых
Ученый секретарь ВНИИГ Татьяна Иванова рассказала, как сотрудники института помогают аспирантам добиваться новых высот и есть ли место творчеству в науке.
- Главный вопрос: идет ли молодежь в аспирантуру или считает, что и без нее можно обойтись?
- Все зависит от того, куда попадает человек. От места зависит, станет ли вчерашний студент аспирантом или закончит обучение. Например, у нас во ВНИИГ царит творческая атмосфера - сами стены располагают к научному поиску. Специалисты проводят исследования для уникальных сооружений. Для того чтобы справляться со сложными техническими задачами, которые ставит гидротехническое строительство, нужно постоянно учиться. При этом у человека должна быть предрасположенность к научной деятельности. К нам приходят выпускники Политеха, университетов морского и речного флота, путей сообщения защищать выпускные квалификационные работы. Уже на этом этапе можно понять, насколько будущий специалист увлечен наукой. Человек должен гореть своим делом. У него должна быть жажда и потребность к поиску новых знаний, решению новых задач. Тогда он состоится как ученый, и ему прямой путь в аспирантуру.
- И много же у вас молодых специалистов?
- Да, даже больше, чем вы можете представить! Две трети института - это сотрудники, которым нет и 35 лет. Мы видим интерес к гидротехнике: сейчас у нас обучаются 24 аспиранта. Приходят специалисты и из других станций, других проектных институтов. В том числе и для того, чтобы повышать квалификацию. Можно сказать, что мы аккумулируем - собираем под своей крышей молодых людей, склонных к научной деятельности. К нам на практику приходят студенты, многие из них начинают совмещать работу и учебу на втором-третьем курсе. А когда ты только поступил в университет, важно определить не только отрасль - необходимо понять, какая специализация тебе ближе, чем конкретно ты хочешь заниматься. Отрасль гидротехнического строительства очень многообразна. Каждый может выбрать то, что ему ближе: гидравлику, исследования бетона, грунтовых сооружений, основания, фундаменты и другие направления. Развиваться и реализовывать свой потенциал.
- Думаю, это не менее важно и на следующих этапах обучения. Как вы помогаете аспирантам?
- Мы помогаем с выбором темы диссертации, потому что это ключевой момент: если неправильно выбрать тему, учеба вовсе становится блужданием в темноте на ощупь. Поэтому тему заслушивают на ученом совете, затем выбирается научный руководитель. Вместе с ним утверждается программа и план работы. Ну а в течение четырех лет мы отслеживаем, что уже сделано, что нужно подкорректировать, помогаем, консультируем, направляем человека по нужному пути. И наше главное преимущество в том, что мы можем давать специалистам самые актуальные знания, которые они смогут применить на практике. Например, при проектировании сооружений в Арктике или систем водоснабжения АЭС. А читают курсы опытные педагоги. Во ВНИИГ 17 докторов наук, есть преподающие профессора и доценты.
- Вы помогаете человеку освоиться - понять, что ему ближе?
- Освоиться на предприятии помогает руководитель практики. Но, конечно, никто не бросает аспиранта и в его работе. Это сложный и долгий путь, в котором много участников, - никто не будет отмахиваться от молодого специалиста. Вместе с научным сообществом, руководителем, подразделениями института мы помогаем ставить задачу. Помогаем понять, как лучше ее выполнить.
- И напоследок дайте несколько советов молодым ученым.
- Намечается столетие ВНИИГ. И молодые ученые могут смело гордиться нашим институтом, который вместе с другими учреждениями заложил основы энергообеспечения и энергетической безопасности страны. Мы сохранили научные школы, сохранили специалистов. У нас проводится широкий круг исследований, есть материальная база для их обеспечения. Поэтому совет может быть только один: когда ты работаешь над гидротехническим сооружением, например гигантской ГЭС, нужно ощущать масштаб строительства. И соответствовать ему. И не бойтесь идти в науку, ведь это способ познать не только природу, но и самого себя.