ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ СУМРАКА

Для чего операторы связи просят подтверждать свои паспортные данные?

«Комсомолка» выяснила, зачем это нужно самим абонентам


  • Кира МАРИНА
    Автор
В последнее время операторы сотовой связи массово рассылают SMS-уведомления с просьбой подтвердить персональные данные и предупреждают о возможном прекращении оказания услуг связи, если данные не будут актуализированы. «Комсомолка» разобралась в вопросе и выяснила, насколько безопасна процедура и зачем это нужно самим абонентам.

Буква закона

На самом деле проверка персональных данных абонентов на достоверность ведется уже не первый год. Еще в 2018 году в федеральный закон «О связи» были внесены поправки, согласно которым операторы должны провести соответствующую работу и убедиться, что услуги связи предоставляются именно тому человеку, который указан в договоре. Проверить миллионы пользователей одновременно невозможно, поэтому работа ведется последовательно и планомерно.
Убедиться в законности требований операторов можно, изучив первоисточник - федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ в последней редакции, статья 44. Соответствующая информация также представлена на сайтах Роскомнадзора и Роспотребнадзора.
Кому и зачем это нужно

По закону оператор должен проверить фамилию, имя, отчество, дату рождения и другие паспортные данные – все то, что указано в договоре, и, при необходимости, внести соответствующие изменения. Если проигнорировать уведомление, то оператор будет вынужден приостановить обслуживание абонента. Попросту говоря, заблокировать сим-карту. Иначе оператору может грозить солидный штраф.
Важно понимать, что внесенные в законодательство изменения направлены на борьбу с «серыми» сим-картами. И в этом, в первую очередь, должны быть заинтересованы сами абоненты. Объясняем, почему.

Во-первых, многие из нас годами, а то и десятилетиями, пользуются одной и той же сим-картой, не меняя номер и оператора. За это время в жизни человека может произойти немало перемен – он мог поменять имя и фамилию, заменить паспорт по достижении определенного возраста или в случае утери. И тогда, по идее, необходимо самому обратиться к оператору и предоставить актуальные данные. На деле же все происходит иначе – единицы готовы потратить личное время на обновление данных.

Распространен случай, когда сим-карта приобретается вместе со смартфоном – в подарок ребенку, пожилым родителям или еще кому-то из близких. Соответственно, в договоре об оказании услуг связи фигурируют данные покупателя, а не фактического владельца.
Несоответствие может закрасться в документы и по причине банальной ошибки, допущенной сотрудником салона сотовой связи при заполнении договора.
При несоответствии данных абонент может столкнуться с определенными неудобствами. К примеру, человек не сможет дистанционно перейти от одного оператора к другому или совершить иные желаемые действия, при которых необходимо подтвердить личность, указанную в договоре.

По некоторым абонентам у операторов и вовсе может не быть данных. Речь о сим-картах, которые были приобретены давно через посредников и партнеров. Такая практика была распространена еще в конце 90-х – начале 2000-х. Тогда купить номер можно было даже в подземном переходе, зачастую не предъявляя паспорт, а озвученные покупателями ФИО могли быть и вовсе вымышленными. В итоге «серые» или «безымянные» сим-карты стали главным рабочим инструментом телефонных мошенников, жертвами которых ежегодно становятся сотни тысяч россиян, преимущественно пожилого возраста.
Подтверждение паспортных данных позволит операторам вывести телефонные номера из «серой» зоны обслуживания, а значит – защитить своих абонентов от различного рода мошеннических действий.
Быстро и безопасно

Подтверждение паспортных данных не займет много времени. На текущий момент существует несколько способов пройти процедуру верификации. Обновить персональные данные можно через «Госуслуги». К примеру, МТС предлагает своим абонентам воспользоваться цифровым паспортом МТС ID и выбрать вариант «подтвердить информацию через «Госуслуги». На портале необходимо пройти авторизацию, указав номер телефона, к которому привязан профиль, СНИЛС или электронную почту. В личном кабинете на «Госуслугах» нужно открыть раздел «Профиль». Если у вас есть уведомление «Подтвердить ваши паспортные данные через «Госуслуги», нажмите «Подтвердить». Заполнение произойдет автоматически, а о завершении процедуры скажет статус «Подтверждено».
Многие переживают, что останутся без связи, если у них нет профиля на «Госуслугах». Совсем не обязательно экстренно заводить аккаунт и бежать в МФЦ, чтобы активировать его. Есть еще один способ актуализации данных сотового номера – по фото и паспортным данным, следуя инструкции в МТС ID.

Обновить персональные данные можно также при личном посещении офиса оператора связи с паспортом.
Позаботьтесь о родителях

Процесс подтверждения паспортных данных может оказаться непростым для людей старшего возраста. Они могут не понять, как пройти верификацию данных, испугаться, увидев смс от оператора. Лучше рассказать им заранее, что такая процедура может потребоваться, а когда нужно будет подтверждать данные, сделать это вместе с ними любым из подходящих способов.
ВАЖНО!
Стоит отметить, что процедура подтверждения персональных данных никакой опасности для абонента не представляет. Паспортные данные не передаются третьим лицам, операторы не используют их ни в каких сторонних целях, только для подтверждения личности абонента.
Информационный обзор редакции.

Руководитель проекта — Анна Ковалева
Автор текста — Кира Марина
Фото — МТС, Анастасия Осипова, www.freepik.com
Дизайн, верстка, корректура — Татьяна Макарова
Made on
Tilda