Золото, селедка и гусь мехом наружу:
чего вы не знали об Ивделе
Мы в редакции «КП» - Урал» считаем, что путешествовать нужно по уральским местам! Свердловская область занимает площадь почти 195 тыс. кв. км (!), а если еще Челябинскую захватить и Пермский край учесть – считай, полстраны объездил. Поэтому мы продолжаем серию «Легенды Урала» и на этот раз выбрали пунктом высадки редакционного десанта город Ивдель.

Наверняка и вы слышали об этом городе Свердловской области, но вот что? Это давно уже не край заключенных, колонии и поселения почти все закрыты. Какой Ивдель на самом деле, мы и захотели узнать.
Как добраться?
Навигатор показал, что дорога до Ивделя на автомобиле составит 521 км мимо Нижнего Тагила, Новой Ляли, Серова, Краснотурьинска, через Североуральск. Посему решили выбрать поезд, чтобы набраться сил для впечатлений. В железнодорожном расписании нашелся удобный ночной поезд «Екатеринбург - Приобье». Кстати, в билете было написано: «Выбирая поездку на поезде, вы снижаете количество выбросов CO2 на ~53,03 кг по сравнению с поездкой на то же расстояние на личном автомобиле». Экологичные передвижения нам по сердцу! Поезд не скорый, но разогнался и шел со звуком, похожим на самолет перед взлетом.
Если крепко спать, то дорога такой и покажется: взлетел, закрыл глаза, открыл - уже в Ивделе. Вкусив железнодорожной романтики с ранним утренним чаем за столиком в купе, в 6 утра мы прибыли в город. Городской автобус, прибывающий к поезду, мы не застали. А вокзал, к слову, находится в 5 км от города, поэтому, чтобы уехать в такой ранний час на такси, надо было его заранее вызвать. Что местные и сделали, разобрав всех водителей, что не спят по утрам. В ожидании освободившейся машины нам пришлось слоняться по пустынному вокзалу. Он довольно милый, чистый и просторный, но без буфета и даже вендинговых автоматов. К 7 утра, проехавшись по живописно петляющей среди яркого осеннего леса дороге (чуть больше, чем за сто рублей), мы уже были в столовой «Геолог». Вот где были нам рады! Свежие сырники, салатики, блинчики, рисовая кашка, сгущенка, кофе и чай – м-м-м…
Кругом тайга…
Подкрепившись, мы двинулись к первой точке нашего путешествия, Ивдельской кедровой роще. 400 лет назад на всей территории Ивдельского района проживали манси (вогулы, рассказ о них впереди), и на этом месте располагалось место захоронения, но позднее здесь наросли кедры, самым старым на сегодня порядка 300 лет.
В Свердловской области Ивдель - единственный город, в котором сохранилось такое большое число кедровых деревьев естественного происхождения, поэтому «Ивдельская кедровая роща» является ботаническим памятником природы площадью 16 га.

В 30-х годах прошлого века его обнесли оградой и назвали «Парк Кедровник». В Ивделе с населением 14 000 человек и так нешумно, как вы догадываетесь, но здесь было особенно хорошо, легко дышалось и все погружало в медленное равновесие. Не хотелось уходить, но нужно было двигаться дальше.

А вы знали, на территории памятников природы запрещен выпас скота и сенокошение, а также самовольный промысел орехов?

Все еще не привыкнув к тому, что тут все близко, вызвали такси, чтобы отправиться в Историко-этнографический музей имени Ивана Евлампиевича Уварова.

Здание музея, одно из старейших зданий Ивделя, было построено в 1847 году для управляющего золотыми приисками. В 2009 году ветхое здание перестроили, максимально воссоздав прежний облик по сохранившимся чертежам и фотографиям. Как и раньше, это одно из самых красивых зданий городка. В большом холле когда-то жилого дома первый взгляд падает на большой портрет основателя музея - Ивана Евлампиевича Уварова. Школьный учитель долгое время собирал предметы быта и документы, имеющие отношение к истории Ивделя, который тогда еще, кстати, не был городом.

Нас встретили очень приветливо, и мы поняли, что сейчас нас ждут открытия. И первое, что у этих мест две истории.
«Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал…»
Ивдель носит название реки, на которой стоит, и изначально был Никито-Ивдельским селом, названным по имени владельца угодий и золото-приисков Никиты Всеволжского. Однако история начинается еще раньше.

Задолго до того, как на Урале поселились русские, этими землями владели вогулы. Так раньше называли малочисленный финно-угорский народ манси. Однако территория, которую они считали своими угодьями, весьма велика. Это понятно по широко разбросанным по Свердловской области и Ханты-Мансийскому округу географическим названиям, сохранившим в себе древний язык: река Нейва (Невья), река Быньга (Ялбынья), река Ивдель (Йивтил «Река с деревьями», «Лесная»), и чем севернее, тем более преобладающими становятся мансийские топонимы.
Как рассказал нам экскурсовод (он лучший!) Илья Вячеславович Трембовецкий, еще в конце XVI века через эти места шла дорога из Москвы в Сибирь. По реке Вишере поднимались до верховий Уральских гор, потом волоком перетаскивали ло’дьи до реки Ивдель и по ней спускались в Лозьву. По Лозьве шли в Тавду (тоже была судоходной рекой), из нее - в Тобол. Этот путь был стратегически очень важен и проходил через мансийское княжество. Манси постоянно нападали на обозы, этой же дорогой они пользовались, чтобы нападать на поселения на территориях современного Пермского края.

Поэтому царь Федор Иоанович приказал построить тут крепость, Лозьвинский городок. Через него выходили в походы, связанные с завоеванием Сибири, была построена первая судоверфь по эту сторону гор и первый православный храм на территории современной Свердловской области - Троицкая церковь. Но городок с гарнизоном простоял всего 10 лет. Почему, вам обязательно поведают в музее.

Так выглядело село Никито-Ивдель в 1866 году.

Фото из архива Ивдельского историко-этнографического музея им. И. Е. Уварова

История русских на ивдельских землях возобновилась только в самом конце XVIII века, когда в 1799 году эту землю купили дворяне Всеволожские. Но только через сто с лишним лет, в 30-х годах XIX века, в прилегающих реках обнаружили золото. Тогдашний владелец Никита Всеволожский переселил сюда своих крепостных крестьян из Соликамска, которые в 1831 году заложили круглогодичную промывальную фабрику. Эта дата считается днем рождения города. Жизнь старателей даже после отмены крепостного права была трудна и скудна. По отчетам правительственной экспедиции, старателей кормили гнилым мясом, врача не было, только один фельдшер и одна акушерка. И все равно, как пишет «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии» 1910 года издания, все работали только на приисках. В музее представлены несколько старательских предметов, но без экскурсовода назначение этих вещей, конечно, не разгадать.

После Великой Октябрьской социалистической революции жизнь в поселении весьма оживилась, в 1943-м Никито-Ивдель стал городом. Золотодобычей здесь до сих пор занимаются, но уже в промышленных масштабах и используя современные технологии.
Тайные люди?
Где все это время были манси, спросите вы? За пару столетий завоеваний Сибири часть их обрусела, приобрела фамилии, схожие по форме с русскими, утратила язык, семьи вели традиционный крестьянский образ жизни, ассимилировались. Оставалась и та часть народа, которая продолжала жить промыслом. А для охоты и рыбалки нужны большие угодья, уходили манси все дальше на север Урала, не оставляя материальных следов своей древней культуры. Но была еще часть мансийских семей, которые вели так называемый ясашный образ жизни. Они занимались оленеводством, добычей меха, рыбы, орехов, делали мед и шили обувь. Все это они продавали в городках и селах, закупая там другие продукты, муку и ткани. Некоторые семьи до сих пор живут подобным образом в Ивдельском районе, но, конечно, отношения их с государством совсем иные, чем в XIX или начале XX века. На сегодняшний день в Свердловской области проживает 138 манси, более 60 человек - в лесных поселениях, а всего в Свердловской области их более 200. В самом городе Ивделе, кроме зала в манси в музее, вы найдете всего одно аутентичное место. Туда мы и направили свои стопы.
Манси важно, что их как малочисленный народ не бросают, не забывают о них, заботятся. В феврале этого года мы создали Совет, в который вошли представители от каждого населенного пункта манси. Сами люди голосовали, выбирали тех, кто войдет в Совет, чтобы обсуждать их проблемы и задачи. В том числе справедливо, по нуждам распределять финансовые потоки, которые идут на поддержку. А это и федеральные, и областные, и местные деньги. Это Программа устойчивого развития коренных малочисленных народа Севера. Кроме того, мы получаем поддержку двух предприятий. Компания «Полиметалл», например, выделяет не меньше 2 млн рублей ежегодно. Совет принимает, например, решения, какие продукты в какое поселение закупать, медикаменты, ремонт домов, дрова или снегоходы. Путевки на детский отдых тоже распределяем с Советом. Вместе с депутатами и представителями власти помогаем обустроиться вернувшимся в родные места. Расскажу на примере одного молодого человека. Он обучался в интернате, мама с папой погибли, он по окончании интерната ушел в армию, а поселок, в котором он жил, за это время ликвидировался. Он вернулся, а прописки нет. Это значит, проблемы с устройством на работу. У нас таких человек пять уже набирается, решаем с областным правительством этот вопрос. Главное, что у нас вырабатывается общий взгляд на решение задач и есть пространство для диалога.
Владимир Михель
глава города Ивдель
«Хасне кол» в переводе с мансийского языка означает «умелый дом». Это швейная мастерская, организованная при поддержке областной и местной власти, общественных организаций и горнодобывающих компаний, работающих на территории Ивдельского городского округа, в частности АО «Полиметалл». Хозяйка «Хасне кола» Наталья Курикова - коренная мансийка, родилась в Бурмантово (68 км от Ивделя), но много лет жила в Екатеринбурге и традиции своего народа не соблюдала. Зов рода направил ее совсем по другому пути, она вернулась в родные места и взялась за шитье национальных костюмов. Без лекал и долгой подготовки, как она говорит, из глубин памяти, появилось мансийское платье с пришитым вручную национальным орнаментом. Традиционный рисунок изображает оленей и солнце.
Раньше орнаменты, которыми украшали одежду, делали из раскрашенной рыбьей кожи - камуса (это шкура с ног копытных животных), или наносили краской, смешанной из оленьей крови и отвара лиственницы. Сейчас это искусство утрачено, как и изготовление домотканых рубах из крапивного полотна. Все заменили покупные ткани. Однако из меха - ровдуги (замша из оленьей шкуры) - еще шьют верхнюю одежду и обувь. Никогда, признается Наталья, раньше этим не занималась. Шить, конечно, умела, но традиционную одежду не делала. Часто подолгу в детстве наблюдала за бабушкой, которая всегда что-нибудь шила. Зато сейчас в «Хасне кол» есть и длинный чулок (вай) из сукна, и платки, украшенные по национальной традиции кистями, - все сшила Наталья сама. Среди вещей мы заметили изукрашенную орнаментом малицу. Оказалось, что правильно эту одежду называть «гусь», она шилась из шкуры осеннего или зимнего оленя мехом наружу. Самой нарядной в коллекции считается нуй са’хи - распашной кафтан из сукна, завязывающийся спереди. Спросите у Натальи, где она раздобыла шерстяное сукно на пошив, узнаете захватывающие подробности.
Особым достижением мастериц «Умелого дома» стала коллекция худи с национальными узорами.

Производство пока маленькое, но уже в будущем году мастерская ждет большое пополнение. Компания «Полиметалл» в числе других мер поддержки запланировала профинансировать обучение восьмерых швей и портного.

Возможно, что худи-малицы появятся на жителях Ивделя и всего Уральского округа. А пока хозяйка «Хасне кола» участвует в национальных праздниках, обязательно надев родные платье и сахи.
Совсем недавно, еще полвека назад, коренной народ манси, проживающий на территории Свердловской области, имел многотысячные стада оленей, традиционный быт и развитую культуру. Но эти полвека привели к ситуации, когда народ стал действительно малочисленным. Оленей уже никто не держит. В чумах никто не живет. Но еще не все потеряно. За последние несколько лет, благодаря благотворительной поддержке горно-металлургических компаний, удалось сделать многое для сохранения культуры ивдельских манси. Открылась швейная мастерская, которая специализируется на национальной и современной одежде с национальными орнаментами. Стали регулярными поездки представителей манси на различные ярмарки и фестивали. Начали появляться национальные творческие коллективы. Все это образовало среду для сохранения и развития культуры наших манси, для ее тиражирования. Теперь в планах Ассоциации коренного малочисленного народа севера Свердловской области манси появились такие проекты, как создание ивдельского этнографического центра, который бы стал арт-пространством, приемочным центром для пушнины и дикоросов, гармонично бы вписался в туристическую инфраструктуру города Ивделя. От того, что люди манси делают и что еще предстоит сделать, у них горят глаза, появились энтузиасты даже среди городских манси, желающие сохранять и развивать свою культуру. Периодически даже озвучиваются идеи по возрождению оленеводства. Уверен, что у них все получится и у всех нас появится возможность глубже познакомиться с культурой мудрого и волевого коренного народа манси".
Егор Николаев
исполнительный директор Ассоциации КМНС СО манси

Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина».

На огонёк теплой беседы в Умелом доме зашла президент Ассоциации коренного малочисленного народа Севера Свердловской области манси Анастасия Анямова. Она рассказала, что совсем скоро будет не единственным в Ивделе преподавателем мансийского языка, у неё появится коллега. В Санкт-Петербурге в педагогическом университете им. Герцена учится жительница здешних мест Галина Дунаева. Сейчас Анастасия преподает в школе в Полуночном, учеников становится всё больше, вместе они не только не только учат язык, но и изучают культуру манси.

Лучше всего это делать во время праздников. Любимый у манси – медвежий праздник. Медведь считается сыном верховного божества Торума, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Его почитают, как брата. Весной празднуют Вороний день, потому что Ворона прилетает на Север одной из первых и как бы пробуждает своим криком природу.

А вы знали, что мансийская письменность вначале была основана на латинице (1931-1937 годы), и только потом алфавит переложили на кириллицу.

В мастерской мы узнали о современных манси много, всего и не расскажешь. Наталья и Анастасия рассказывал о быте, сожалели об утраченных традициях, но неизменно воодушевлялись, когда речь заходила о предстоящих проектах. А вот о народных обрядах, отношениях с языческими исконными богами говорили скупо. Это тайная жизнь, от проходящих скрытая.
Секретные места
В 20 минутах от гостеприимного Хосне Кола, снова пройдя через площадь с Историко-этнографическим музеем, мы добрались до гриль-паба «Губерния» и славно отобедали. Аутентичной мансийской кухни мы в меню не нашли, но порадовались большим порциям и хорошо приготовленным блюдам. Особенно оценили пельмени в горшочках и тирамису. И снова в путь!

Вызвав знакомое нам такси с уже знакомым водителем, мы отправились в пос.Лесозавод. Мы хотели побывать на берегу реки Лозьвы, название которой так хорошо знакомо рыбакам. За лозьвинским таймнем, щукой и хариусом они выезжают в специальные экспедиции-сплавы. Если повезет, то и нельма попадется. В этом году река сильно обмелела, обнаженное дно сразу бросалось в глаза, но всё равно места оказались очень живописными, и мы вдоволь нафотографировались. Еще мы хотели разыскать кого-нибудь, кто расскажет про лозьвинскую селедку. Вот что оказалось настоящей легендой!
Рассказывают, что селедку из Лозьвы специально ловили для Петра I. Гурманы считают её даже вкуснее хариуса и тайменя. Оно и понятно: она относится к семейству лососевых. Да и называется на самом деле тугун, а селедкой её прозвали за сходство по размеру и внешнему виду. Но нам не повезло: ни рыбаков, ни рассказчиков, ни самой рыбы мы не отыскали. И ловят-то селедку не здесь, а близ поселка Бурмантово. И не осенью, когда рыба уходит на нерест, а зимой и весной. А вот с погодой повезло!
Как говорится, усталые, но довольные мы отправились обратно в город. Открываем секрет: если попросить водителя такси отвезти вас к навесному мосту, то вы окажетесь в одном замечательном месте с маленьким, но невероятно милым навесным мостиком. Мостик маленький, но страшно, как на большом. Ух!
Маяки
В городе у нас оставалось одно невыполненное туристкое дело – посетить памятник Ленину. Да-да, здесь он стоит в самом центре, на главной, можно сказать, площади. От памятника погибшим во время войны и жертвам репрессий нужно подняться по лестнице, и вам откроется вид на просторную площадку, с одной стороны которой находится Историко-этнографический музей, с другой – здание администрации города, с третьей – кинотеатр «Северный маяк».
Поскольку до обратного поезда оставалось еще время, мы решили скоротать его там. Кинотеатр открыли в 1960 году, сейчас, помимо кино, здесь располагается Дом культуры и многочисленные творческие объединения. За помпезным фасадом и интерьерами соцархитектуры оказался вполне современный кинозал с мягкими креслами и неплохим звуком. И даже попкорн продаётся
Если бы осенние дни были длиннее, мы бы обязательно добрались до скал на левом берегу Ивделя, но в спустившихся сумерках нам оставалось только прогуляться по набережной вдоль правого. Считаем, жителям этого небольшого и немногочисленного города весьма повезло иметь такую красивую, ухоженную набережную. Вероятно, это как-то связано с планами областных и местных властей включить Ивдель в карту туристических маршрутов.
Мы уже работаем в направлении создания туристической навигации. Скоро поставим первые знаки в городе, потом будем количество знаков увеличивать с учётом того, что к нам едут как со стороны Ханты-Мансийского округа, так и из Екатеринбург. Ближе к туристическим маршрутам будем устанавливать туристические указатели. Благодаря нашим социальным партнерам из компании «Полиметалл» построены капитальные мосты через реки Талица и Вижай, что значительно улучшило транспортную доступность к северным территориям. Кроме Перевала Дятлова, через Вижай к нам едут на гору Чистоп (высота 1292 метра – прим.ред) в районе Ушмы. На ней даже летом лежит снег, и открываются красивейшие виды. Через Ивдель путешественники идут к горе Тохта и на плато Маньпупунёр. От нас же самые удобные маршруты для сплавов. Я сам практически каждый год сплавляюсь по несколько дней: красивейшие места, скалы, рыба, чистейшая вода. Вблизи от города находится знаменитая «Пещера Мамонтова». Сейчас это охраняемая природная территория, чтобы сохранить уникальную продолговатую известняковую скалу, а раньше это было святое место жертвоприношений манси"
Владимир Михель
глава города Ивдель
Город Ивдель, его окрестности нам очень понравились. Невысокие ярко раскрашенные дома, чистота делают его радостным и уютным. Люди здесь, куда бы мы ни зашли, были радушны и приветливы. Покидая его, мы увозили с собой планы нового путешествия в горы Северного Урала. Когда-нибудь…

Автор: Евгения Дегтярёва

Фото: Анна Горячевских, Егор Николаев, Андрей Колмаков, Евгения Дегтярёва

Made on
Tilda