Километры комфорта и безопасности
Как в Воронежской области преобразуется дорожная сеть
Состояние автомобильных дорог – один из главных показателей условий жизни населения. Качественное покрытие уличной сети создает ежедневный комфорт для жителей региона и формирует впечатление у его гостей. Пять лет в Воронежской области реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги» (БКД), и можно смело сказать, что за это время дорожная инфраструктура региона значительно преобразилась.
Дорожный фонд растет
С 2016 по 2021 годы дорожный фонд Воронежской области вырос с 10 до 17,6 млрд рублей: ежегодно проводится ремонт порядка 340 – 370 км региональных автомобильных дорог и уличной сети Воронежа. За период действия приоритетного и национального проектов удалось отремонтировать более 1200 км региональных дорог, свыше 200 объектов улично-дорожной сети областного центра, ликвидировать более 160 мест концентрации ДТП (очагов аварийности), комплексно обустроить 170 пешеходных переходов вблизи социальных объектов, восстановить 190 км тротуарных дорожек в населенных пунктах и более 155 км линий электроосвещения.

Стоит также отметить, что по решению губернатора ежегодно из регионального дорожного фонда выделяются субсидии – не менее 2,1 млрд рублей – на ремонт дорог местного значения. Поэтому каждые 12 месяцев удавалось сокращать количество грунтовок на 600 - 700 км.
– Эта программа несколько лет уже реализуется, мы начинали финансирование сельских дорог с 1 млрд рублей, в этом году довели до 2,7 млрд. Коллеги обещают, что за эти средства будут отремонтированы почти 1000 км сельских дорог. Существенная величина. Я думаю, люди это видят. Мы чувствуем по отзывам жителей. Будем и дальше развивать это направление, в нынешнем году существенно увеличили финансирование – было 2 млрд, добавили еще почти 700 млн рублей. На 2022 год договорились, что до 2,8 млрд доведем, – сообщил глава региона Александр Гусев.
Руководитель регионального департамента дорожной деятельности Максим Оськин считает, что нацпроект, безусловно, помог забыть те времена, когда ямы даже в центре Воронежа приходилось забивать кирпичами. Теперь водителям не нужно переживать, как проехать лужу и не оторвать подвеску. Однако хорошее дорожное покрытие имеет и обратную сторону лихачество. И хоть чиновникам вместе с сотрудниками ГИБДД удается снижать количество аварийных участков, ситуацию приходится мониторить постоянно. С помощью знаков, искусственных неровностей и камер фотовидеофиксации контролировать поведение водителей и безопасность всех участников движения.
Новейшие технологии в действии
В рамках нацпроекта сейчас в Воронежской области завершается ремонт 151 км областных дорог и 33 км тротуаров вдоль трасс в населенных пунктах.

Важным событием этого дорожного сезона стало открытие дороги в объезд Боброва. К работам приступили в 2018 году. Благодаря достаточному финансированию и слаженным действиям сдать объект удалось практически на год раньше. Новая дорога позволит вывести транспортные потоки из центра Боброва и распределить их на окраины, улучшив транспортную ситуацию в городе. Протяженность участка составляет почти 10 км с расчетной скоростью движения 120 км/ч.

– В 2021 году в рамках проекта завершено строительство автомобильной дороги Юго-Восточный обход Боброва протяженностью 9,4 км. Стоимость работ за три года составила 5 млрд рублей. Эта дорога сдана раньше срока. Уверен, она сделана качественно, несмотря на непростые условия. В этом, безусловно, заслуга тех людей, которые здесь работали, – отметил губернатор Воронежской области Александр Гусев.

Не менее значимо обновление трассы Воронеж – Луганск. Это самая протяженная региональная автодорога. Она проходит через восемь районов области: Семилукский, Хохольский, Острогожский, Каменский, Подгоренский, Ольховатский, Россошанский и Кантемировский. Кроме того, летом трасса служит бесплатной альтернативой федеральной М-4 «Дон» в сторону юга. Неудивительно, что ее загрузка чрезвычайно высока.

В 2019-м привели в порядок четыре участка общей протяженностью 12,3 км в Острогожском районе, в 2020-м – еще пять километров в Хохольском. В этом году работы продолжили в том же районе и отремонтировали более 30 км.

При обновлении дорог в Воронежской области активно применяются прогрессивные и новейшие технологии. Это позволяет повысить качество и долговечность покрытия. Также власти отмечают, что заключают долгосрочные контракты «жизненного цикла», благодаря чему подрядчик может на несколько лет вперед понимать объемы выполняемых работ. Компании могут заранее закупать материалы, подбирать необходимую технику и концентрироваться на качестве решения задач. Нацпроект предусматривает пятилетнюю гарантию дорожного покрытия, в течение этого времени подрядчик должен устранять образовавшиеся дефекты.
Список региональных автодорог, которые вошли в нацпроект:
Бобровский район:
✓ «Анна - Бобров» – с. Сухая Березовка – Юдановка (протяженность ремонтируемых участков – 12 км);
✓ «Юго-Восточный обход г. Боброва», завершение строительства автодороги.

Бутурлиновский район:
✓ «Павловск – Калач – Петропавловка» – Бутурлиновка (3 км).

Верхнехавский район:
✓ «Воронеж – Тамбов» – Правая Хава – Верхняя Хава (14,6 км).

Воробьевский район:
✓ Елань-Колено – Воробьевка (5 км).

Калачеевский район:
✓ Павловск – Калач – Петропавловка (3,07 км).

Каменский район:
✓ «Воронеж – Луганск» – с. Татарино (9,35 км).

Каширский район:
✓ М-4 «Дон» – Колодезный (6,57 км);
✓ М-4 «Дон» – Колодезный – Рябчево – Данково (6,04 км).

Новоусманский район:
✓ «Воронеж – Тамбов» – Орлово (10,47 км).
✓ Воронеж – Нововоронеж (захватывает и Каширский район, общая протяженность 12,8 км).

Панинский район:
✓ «Панино – Борщево» – с. Большой Мартын (8 км).

Семилукский район:
✓ Землянск – Старая Ольшанка (9,2 км);
✓ Нижняя Ведуга – Старая Ольшанка (2,65 км);
✓ «Обход Воронежа – Каверье» – с. Приволье (4,8 км);
✓ Обход Воронежа - Латное (1,95 км).

Хохольский район:
✓ «Воронеж – Луганск» (28,95 км);
✓ «Воронеж – Луганск» – с. Петино (2,14 км).
✓ «Курск – Борисоглебск» – Хохольский – Репьевка» – с. Хохол (Толубавка) (6,7 км).
Столица региона подает пример
– «Безопасные качественные дороги» – очень нужный нацпроект для всей России. Только в Воронеже объем финансирования за годы его существования составил практически пять с половиной миллиардов рублей. Мы отремонтировали 266 улиц, более 410 км, – рассказывает заместитель руководителя управления дорожного хозяйства Воронежа Иван Селиверстов. – Нужно пояснить: всего в Воронеже полторы тысячи километров дорог (включая грунтовые), а с твердым покрытием около 900 км. То есть преобразилась практически половина.
Как объясняет чиновник, в первые годы нацпроект был направлен на ремонт магистралей. Да и сами воронежцы могли это заметить: приводили в порядок так называемые городские артерии дороги с интенсивным движением, по которым активно курсирует личный и общественный транспорт. По прошествии четырех лет начали ремонтировать второстепенные улицы и дороги частного сектора. Такой подход стал главным нововведением дорожного сезона в 2021 году. Всего в этом году в областном центре обновили 35 участков общей протяженностью 39 км.
Список улиц Воронежа, которые попали в нацпроект:
✓ ул. 5 Декабря;
✓ ул. 50 лет ВЛКСМ, мкр-н Боровое (от Героев России до Степанова);
✓ ул. 65 лет Победы, мкр-н Подгорное (от дома № 95 до дома № 109);
✓ ул. Антонова-Овсеенко (включая дублирующий проезд от Антонова-Овсеенко до 45-й Стрелковой Дивизии);
✓ ул. Артамонова (от дома № 12 по Артамонова до Маршала Одинцова и от переулка Богдана Хмельницкого до Прибрежного сквера);
✓ ул. Белорусская, мкр-н Сомово;
✓ ул. Берегового, поселок Труд (от дома № 3 по ул. Берегового до дома № 26 по Комарова);
✓ пер. Богдана Хмельницкого (от Богдана Хмельницкого до Артамонова);
✓ кольцевое пересечение улиц Димитрова и Брусилова;
✓ ул. Добролюбова (от дома № 60 до дома № 160);
✓ ул. Еремеева (от 9 Января до дома № 27 по Еремеева);
✓ ул. Загородная (от Торпедо до Подклетенской и от Еремеева до проспекта Труда);
✓ ул. Изобретателей;
✓ ул. Кемеровская (от дома № 1 по ул. Кемеровской до дома № 214 СНТ «Придонье-2»);
✓ ул. Княжеская, мкр-н Подгорное (от пер. Октябрьского до дома № 81 по ул. Княжеской);
✓ ул. Комарова, поселок Труд (от дома № 26 по Комарова до дома № 214 СНТ «Придонье-2»);
✓ ул. Лазурная (от Изумрудной до ул. Милосердия);
✓ ул. Лесная, мкр-н Малышево;
✓ ул. Маршала Одинцова;
✓ ул. Независимости, микрорайон Подгорное (от дома № 90 по ул. Серафима Саровского до дома № 95 по ул. 65 лет Победы);
✓ проезд ул. Новосибирская – ул. Ильюшина (от моста через р. Песчанка по Новосибирской до дома № 5б по ул. Менделеева);
✓ ул. Оганджаняна, мкр-н Придонской (от ул. Мазлумова до ж/д переезда);
✓ пер. Октябрьский, мкр-н Подгорное (от площади Советов до ул. Княжеской);
✓ кольцевое пересечение и проезд вдоль зданий №№ 7а и 7б по проспекту Патриотов до ул. Кривошеина;
✓ ул. Пионерская;
✓ ул. Подклетенская;
✓ ул. Правды;
✓ площадь Советов, мкр-н Подгорное (от ул. 1 Мая до переулка Октябрьского);
✓ ул. Степанова, мкр-н Боровое;
✓ пер. Суворовский;
✓ кольцевое пересечение улиц Транспортной и 45-й Стрелковой Дивизии;
✓ ул. Туполева (от Баррикадной до Иркутской);
✓ ул. Циолковского (от Туполева до Ильюшина);
✓ ул. Чекистов, мкр-н Боровое;
✓ ул. Юных Натуралистов (от Героев Революции до дома № 13 по улице Юных Натуралистов).
В зависимости от состояния конкретного участка и объема финансирования в ремонт может входить не только замена покрытия, но и обустройство инфраструктуры: тротуаров, освещения, отбойников, остановочных павильонов, светофоров, пешеходных переходов.

Так, в октябре закончилось полное обновление улицы Антонова-Овсеенко, которая служит частью окружной дороги Воронежа и является основной магистралью для транзитного транспорта, следующего с московского направления в сторону курского. Дорожники уложили здесь два слоя асфальта, а еще заменили остановки, обновили зону для пешеходов и барьерное ограждение.

Нацпроект рассчитан до 2024 года. В Воронеже уже удалось сделать основную опорную сеть. Теперь акцент будут делать на дороги межмуниципального значения.
Алгоритм выбора объектов для включения в областную программу «Региональная и местная дорожная сеть» нацпроекта БКД:
1
Проведение инструментальной диагностики сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Это обязательное условие реализации проекта «Безопасные и качественные дороги». В ходе диагностики оценивается текущее состояние сети по показателям продольной ровности и наличию дефектов покрытия.
2
Обработка полученных результатов. Данные об участках, требующих ремонта, сравниваются со сведениями, внесенными в паспорт регионального проекта, на предмет совпадения адресов, видов и сроков проведения работ. Специалисты устанавливают наличие или отсутствие гарантийных обязательств. Также оценивают влияние проводимых работ на степень достижения показателя регионального проекта «Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям», на обеспечение сохранности сети автодорог. Кроме того, дорожники обращают внимание на социальный эффект (в том числе анализируют сообщения граждан).
3
Скорректированные данные о списках, сроках, протяженности и стоимости объектов ремонта вносят в паспорт регионального проекта, а затем утверждают у губернатора Воронежской области и в Федеральном дорожном агентстве.
ТЕКСТ: Анна ГРЕБЕНКИНА
ФОТО: Правительство Воронежской области, администрация Воронежа
ДИЗАЙН И ВЕРСТКА: Сергей ДАНИЕЛЯН
Made on
Tilda