Кто-то может спросить: а почему мы рассказываем только про общественный транспорт? СССР ведь локомотив мировой автомобилизации! Отвечаем: личные автомобили, конечно, были явлением распространенным, но вот покупка представляла целое приключение. Ближе к 1960-м спрос на авто стал таким, что они внезапно оказались в дефиците: купить свободно можно было только люксовые модели - дорогие и не нужные для города, поэтому за собственной машиной народ стоял в очередях, в которые записывались либо самостоятельно, через завод-изготовитель, либо по квотам, через предприятия. Какой-нибудь дешевый «Москвич» можно было ждать три года, а более солидные модели - и до десяти лет. В конце 1980-х порой открывалась свободная запись - такое было, например, вскоре после начала Афганской войны, когда многие страны отказались торговать с СССР и уже произведенная для них техника вернулась в страну. Однако и тогда сроки иногда растягивались на несколько лет. А еще можно было получить не тот автомобиль, который ты «заказывал», и надо было либо отказываться, сдвигаясь в очереди на одну позицию вниз, либо брать, что дают.
1980-е в больших городах продолжают доминировать автобусы - в столице, например, на них приходится до трети всех пассажирских перевозок. Из самого примечательного - начинается эпоха знаменитых «Икарусов». Машина эта не просто известная, а отчасти даже, можно сказать, культовая, в том числе благодаря тому, что именно «Икарусы» стали основой автобусных парков для междугородных перевозок. В городах же появляются «Икарусы» сочлененные, повышенной вместимости, со скрипучей «гармошкой» посередине.