Андрей Каленов

Старший научный сотрудник Музея железных дорог России

Каждый объект - уникален
За несколько десятилетий Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге смог собрать, бережно сохранить и отреставрировать уникальную коллекцию железнодорожной техники. Здесь есть невероятное количество настоящих паровозов, электровозов и дизельных локомотивов, а также вагонов разного типа и назначения. Некоторые экспонаты, например локомотивы и вагоны XIX и XX веков, сохранились в единственном экземпляре. И практически каждый объект коллекции музея в той или иной степени прошел через руки Андрея Владимировича Каленова. По профессии он не железнодорожник, но вот уже около 15 лет его профессиональная жизнь связана с поездами. Специалист курирует ремонтно-восстановительные работы подвижного состава для Музея.

- Изначально состояние многих образцов железнодорожной техники оставляло желать лучшего - особенности хранения коллекции под открытым небом накладывают свои отпечатки. Была проведена грандиозная работа по подготовке натурных экспонатов подвижного состава. Разместив большую часть объектов под крышей, мы смогли сосредоточиться на более тщательной подготовке интерьеров наших экспонатов, - рассказывает Андрей Владимирович.
Каждый объект - уникален
За несколько десятилетий Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге смог собрать, бережно сохранить и отреставрировать уникальную коллекцию железнодорожной техники. Здесь есть невероятное количество настоящих паровозов, электровозов и дизельных локомотивов, а также вагонов разного типа и назначения. Некоторые экспонаты, например локомотивы и вагоны XIX и XX веков, сохранились в единственном экземпляре. И практически каждый объект коллекции музея в той или иной степени прошел через руки Андрея Владимировича Каленова. По профессии он не железнодорожник, но вот уже около 15 лет его профессиональная жизнь связана с поездами. Специалист курирует ремонтно-восстановительные работы подвижного состава для Музея.

- Изначально состояние многих образцов железнодорожной техники оставляло желать лучшего - особенности хранения коллекции под открытым небом накладывают свои отпечатки. Была проведена грандиозная работа по подготовке натурных экспонатов подвижного состава. Разместив большую часть объектов под крышей, мы смогли сосредоточиться на более тщательной подготовке интерьеров наших экспонатов, - рассказывает Андрей Владимирович.
Новая жизнь старых поездов
Посетители музея даже не представляют, какая работа была проведена, чтобы можно было ходить по залам, делать фото, а иногда и заходить внутрь исторических вагонов. Сначала идет поиск информации и чертежей по будущему экспонату, потом оценивается состояние техники и рассчитывается объем работ, затем на объекте начинаются технические работы по ремонту и восстановлению, покраска, декорирование.

- Мы пытаемся разобраться, как тот или иной объект выглядел в разные периоды времени, ведь за время эксплуатации техника менялась, переделывалась, какие-то элементы исчезали бесследно и наслаивались новые. Наша задача - дать максимально возможное и корректное представление об объекте. Если получается выдержать соответствие стилю и эпохе, то надо к этому стремиться, однако иногда это не получается. Иногда возвращение экспоната к тому виду, в каком он «вышел с завода» означало бы замену подлинных, хоть и привнесённых узлов на реконструкцию, - рассуждает Андрей Каленов.

Специалист приводит пример: служебный салон-вагон Китайско-Восточной железной дороги совмещает в себе три эпохи. Что-то сохранилось в том виде, в каком он был изготовлен на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге, что-то добавилось во время его использования на Китайско-Восточной железной дороге. Вагон уникальный, достойный сохранения, но к единому временному периоду его сложно привести. Еще один пример: уникальный почтовый вагон невероятно ярко передает дух истории, но если дотошно разобраться в технических характеристиках, то некоторые моменты там также принадлежат разным эпохам.

Впрочем, специалисты музея работают не только с историческими объектами. Среди экспонатов есть относительно «молодая» техника, и к ней подбирают другой подход. Главное - заинтересовать посетителей музея, среди которых много детей. Одно из оригинальных решений - показать паровоз в разрезе. Экспонат демонстрирует, как выглядит изнутри паровоз серии Э с индексом «р», построенный в 1955 году на заводе имени Сталина в Польше. Разными цветами внутри паровоза обозначены огонь, вода и пар - главные вещества, благодаря которым железный гигант начинает движение. Посетители могут рассмотреть устройство топки, многотрубчатый паровой котел, дымовую коробку и «сердце» паровой машины.

- В России такое решение мы использовали первыми, потом за нами его повторила Москва, - рассказывает Андрей Каленов.

Сейчас своей очереди на восстановление и реставрацию ждет порядка 80 объектов - они находятся на фондовой площадке Октябрьской железной дороги. Это главный источник обновления экспозиции. К концу года будет окрашено 9 единиц техники.
«Каждый объект, с которым мы работаем, уникален в силу своей истории и судьбы, хотя по итогу набор восстановительных работ может казаться стандартным. Для меня историческая и техническая часть в работе неразделимы, очень часто требуются специфические знания, которые накапливаются и тоже являются ценностью. Ну а высшей оценкой работы - моей и коллег - является реакция посетителей».
— Андрей Каленов, Старший научный сотрудник музея железных дорог России
«Каждый объект, с которым мы работаем, уникален в силу своей истории и судьбы, хотя по итогу набор восстановительных работ может казаться стандартным. Для меня историческая и техническая часть в работе неразделимы, очень часто требуются специфические знания, которые накапливаются и тоже являются ценностью. Ну а высшей оценкой работы - моей и коллег - является реакция посетителей».
— Андрей Каленов, Старший научный сотрудник музея железных дорог России
Текст: Любовь Холопова
Дизайн и верстка: Игорь Наумов
Фото: Ксения Калюжная
Менеджер проекта: Юлия Дмитриева
Реклама. ОАО «Российские железные дороги». ИНН: 7708503727. erid: LjN8KXCVM
Made on
Tilda