Тимофей Шманев

Начальник Малой Октябрьской железной дороги

Малая, но очень важная
Как и любой крупный железнодорожный узел в стране, Санкт-Петербург имеет и свою детскую железную дорогу. Специально для детей в городе с 1948 года работает Малая Октябрьская железная дорога. Сегодня на ней занимается около 1300 детей. На учебу принимают школьников начиная с пятого класса. Никому не отказывают.

— Малая Октябрьская железная дорога — это мощный инструмент профориентации. В этом году более 80 процентов ребят, которые у нас занимаются, поступили после школы в железнодорожные вузы и техникумы. Этот показатель мог быть и больше, но некоторые, увы, не проходят по состоянию здоровья. Но даже для них обучение азам железнодорожного дела не проходит даром: ребята выбирают другие сферы и остаются в выигрыше. Если это технический вуз, то поступить и учиться в нем нашим выпускникам намного легче, ну, а те, кто понял, что железная дорога — это «не про них», идут дальше и ищут дело по душе, что тоже неплохо в процессе поиска себя, — говорит Тимофей Шманев.
Малая, но очень важная
Как и любой крупный железнодорожный узел в стране, Санкт-Петербург имеет и свою детскую железную дорогу. Специально для детей в городе с 1948 года работает Малая Октябрьская железная дорога. Сегодня на ней занимается около 1300 детей. На учебу принимают школьников начиная с пятого класса. Никому не отказывают.

— Малая Октябрьская железная дорога — это мощный инструмент профориентации. В этом году более 80 процентов ребят, которые у нас занимаются, поступили после школы в железнодорожные вузы и техникумы. Этот показатель мог быть и больше, но некоторые, увы, не проходят по состоянию здоровья. Но даже для них обучение азам железнодорожного дела не проходит даром: ребята выбирают другие сферы и остаются в выигрыше. Если это технический вуз, то поступить и учиться в нем нашим выпускникам намного легче, ну, а те, кто понял, что железная дорога — это «не про них», идут дальше и ищут дело по душе, что тоже неплохо в процессе поиска себя, — говорит Тимофей Шманев.
Учеба по-взрослому
Обучение на Малой Октябрьской бесплатное, а полный курс займет 5 лет. За это время ребята осваивают все железнодорожные профессии: проводник вагона, контролер, дежурный стрелочного поста, главный кондуктор, путевой обходчик, начальник и бригадир поезда, дежурный по станции, поездной диспетчер, осмотрщик вагонов, помощник машиниста тепловоза, машинист тепловоза и другие. На Малой Октябрьской — единственной в России, обучают специальности машинист паровоза. Сегодня это очень актуально, так как на Октябрьской железной дороге развивается паровозное движение — это исторические и туристические маршруты в Карелии, так что эта редкая профессия снова становится востребованной. Зимой занятия проходят в специально оборудованных классах — там ученики знакомятся с теорией. Ребята постарше, ученики 10−11-х классов, во время учебы на Малой Октябрьской железной дороге могут освоить рабочие специальности: помощник машиниста, монтер пути, дежурный по станции и электромонтер. После окончания школы они могут поступить в техникум или вуз и начать работать в студенческих отрядах.

— Классы оборудованы тренажерами, мультимедийной и компьютерной техникой, ведь мы понимаем, что детям должно быть интересно. Попутно ребята знакомятся с новыми технологиями, которые на железной дороге внедряются очень активно. Также мы регулярно проводим экскурсии в железнодорожные музеи и на предприятия железнодорожного транспорта. Одно дело услышать и совсем другое — увидеть, увидеть собственными глазами, — продолжает Тимофей Михайлович.
От теории к практике
К самому интересному — закреплению полученных знаний на практике — школьники переходят во время летних каникул. Ребята работают на Южной и Северной трассах дороги (это, кстати, фишка Малой Октябрьской — сразу 2 участка детской дороги) и делают то же самое, что и работники «большой» железной дороги — перевозят пассажиров. Естественно, все происходит под присмотром взрослых: для работы с детьми привлекаются лучшие специалисты предприятий, имеющие большой опыт работы на железнодорожном транспорте. Очень важно, что в процессе учебы и практики ребята меняют отношение к технике безопасности как на железнодорожном транспорте, так и в целом. А это дорогого стоит.

Кстати, уровень подготовки на Малой Октябрьской железной дороге подтвержден на практике: победой юных петербургских железнодорожников завершился VIII слет юных железнодорожников, который прошел с 1 по 3 июля в Екатеринбурге. На полигоне Свердловской дороги собрались 26 команд со всей сети ОАО «РЖД», чтобы принять участие в главном событии для воспитанников детских железных дорог. Слет стал отборочным этапом для участия в финале чемпионата профессионалов РЖД в 2025 году. В личном зачете воспитанники Малой Октябрьской магистрали заняли призовые места по всем пяти компетенциям, а это значит, что IX слет юных железнодорожников в 2026 году пройдет в Санкт-Петербурге на базе Малой Октябрьской дороги.
«Работа на детской железной дороге - это ответственность, дисциплина и труд, благодаря которым у ребят появляется возможность получить практические навыки и сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Но самое приятное, что наши ребята искренне любят железную дорогу, а мы помогаем им жить яркой и интересной жизнью вне школы. После окончания обучения выпускники Малой Октябрьской детской железной дороги могут поступать в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. Но даже если выпускник передумает работать на железной дороге, у него останутся очень ценные в современном мире навыки - ответственность, организаторские способности и умение находить общий язык с самыми разными людьми. Так что обучение - это отличная школа жизни, которая в будущем обязательно поможет добиться профессионального успеха».
Тимофей Шманев, Начальник Малой Октябрьской железной дороги.
«Работа на детской железной дороге - это ответственность, дисциплина и труд, благодаря которым у ребят появляется возможность получить практические навыки и сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Но самое приятное, что наши ребята искренне любят железную дорогу, а мы помогаем им жить яркой и интересной жизнью вне школы. После окончания обучения выпускники Малой Октябрьской детской железной дороги могут поступать в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. Но даже если выпускник передумает работать на железной дороге, у него останутся очень ценные в современном мире навыки - ответственность, организаторские способности и умение находить общий язык с самыми разными людьми. Так что обучение - это отличная школа жизни, которая в будущем обязательно поможет добиться профессионального успеха».
Тимофей Шманев, Начальник Малой Октябрьской железной дороги.
Текст: Любовь Холопова
Дизайн и верстка: Игорь Наумов
Фото: Сергей Тарасов
Менеджер проекта: Юлия Дмитриева
Реклама. ОАО «Российские железные дороги». ИНН: 7708503727. erid: LjN8KXCVM
Made on
Tilda