Юлия Кашкарова

Начальник лаборатории комплексных измерительных систем центра метрологии ОЖД

За точностью стоит безопасность
— От точности работы измерительных приборов зависит надежность подвижного состава и всей железнодорожной инфраструктуры, а значит, и безопасность пассажиров, поэтому очень важно следить за их состоянием и своевременно поверять (калибровать). Железнодорожный транспорт постоянно развивается, в отрасль активно внедряются новые технологии, а это значит, что совершенствуются измерительные системы и средства. В некоторых из них используется искусственный интеллект, — говорит Юлия Кашкарова.

Наглядный пример «умной» системы — телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. Ее задача — определить момент потери бдительности машиниста. Браслет, надеваемый на запястье, измеряет кожно-гальваническую реакцию и по беспроводному каналу передает информацию на устройство, которое определяет состояние машиниста. Если система посчитает, что человек теряет бдительность, она подаст звуковой сигнал и «разбудит» машиниста. Еще одна инновация, которая широко применяется на железных дорогах, — компьютеризированная дрезина-дефектоскоп, которая проверяет целостность рельсов при помощи акустических волн. Ее работу можно сравнить с врачебным обследованием: проводится УЗИ рельсов и с помощью ультразвука на ранней стадии выявляются опасные дефекты, что исключает аварийные ситуации и гарантирует безопасное движение поездов.
За точностью стоит безопасность
— От точности работы измерительных приборов зависит надежность подвижного состава и всей железнодорожной инфраструктуры, а значит, и безопасность пассажиров, поэтому очень важно следить за их состоянием и своевременно поверять (калибровать). Железнодорожный транспорт постоянно развивается, в отрасль активно внедряются новые технологии, а это значит, что совершенствуются измерительные системы и средства. В некоторых из них используется искусственный интеллект, — говорит Юлия Кашкарова.

Наглядный пример «умной» системы — телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. Ее задача — определить момент потери бдительности машиниста. Браслет, надеваемый на запястье, измеряет кожно-гальваническую реакцию и по беспроводному каналу передает информацию на устройство, которое определяет состояние машиниста. Если система посчитает, что человек теряет бдительность, она подаст звуковой сигнал и «разбудит» машиниста. Еще одна инновация, которая широко применяется на железных дорогах, — компьютеризированная дрезина-дефектоскоп, которая проверяет целостность рельсов при помощи акустических волн. Ее работу можно сравнить с врачебным обследованием: проводится УЗИ рельсов и с помощью ультразвука на ранней стадии выявляются опасные дефекты, что исключает аварийные ситуации и гарантирует безопасное движение поездов.
Лаборатория юного метролога
Юлия Кашкарова — железнодорожница в четвертом поколении, но метролог в первом. Когда поступала в Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения, узнала о новой специальности и решила попробовать. После окончания вуза устроилась на работу в только что образованный Центр метрологии ОЖД, и вот уже 13 лет растет и развивается вместе с ним.

Профессия метролога не на слуху, но без этого специалиста работа железной дороги, оказывается, была бы невозможна, ведь на стальных магистралях задействовано около трех миллионов измерительных приборов — на подвижном составе, в технических системах регулирования и обеспечения безопасности движения, а также в локомотивных депо, службах ремонта и обслуживания путевого хозяйства. У Российских железных дорог есть своя метрологическая служба в лице Департамента технической политики, а головное предприятие этой службы — Октябрьский центр метрологии.

Октябрьский центр метрологии состоит из центральной площадки в Санкт-Петербурге, включающей 5 производственных и 12 узловых метрологических лабораторий, которые обеспечивают точность измерений на всей территории действия Октябрьской железной дороги. Также на базе Центра совместно с петербургским филиалом Академии стандартизации, сертификации и метрологии проходит обучение метрологов подразделений ОАО «РЖД» с выдачей документа гособразца. В 2021 году Центр метрологии ОЖД вошел в Метрологический образовательный кластер Петербурга. Напомним: создание кластера — инициатива Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д. И. Менделеева (организация Росстандарта). ВНИИМ предложил знакомить с наукой об измерениях начиная с дошкольного возраста, и сейчас в кластер входят как образовательные учреждения, так и предприятия, на базе которых дети знакомятся с метрологией.

— Наш центр и до этого проводил профориентационные экскурсии и мероприятия для школьников и студентов техникумов и колледжей, а вступив в кластер, мы более активно начали популяризировать профессию метролога на железнодорожном транспорте. Мы с коллегами подумали и решили не только рассказывать детям теорию, но и давать какой-то практический материал, чтобы можно было что-то потрогать, самому что-то измерить и даже провести калибровку. Так и родилась идея проекта лаборатории юного метролога, — вспоминает Юлия Кашкарова.

В создании детской лаборатории вместе с Юлией участвовала ведущий технолог отдела сетевого обеспечения Марина Погодина. Специалисты готовили проект целый год — подбирали материал, адаптировали его для детского возраста, составляли стенды. Лично сделали набор юного метролога, с которым ребята будут работать на занятиях. Первое пробное занятие лаборатории провели для детей сотрудников — школьников 5−6-х классов.

— Детям и правда было интересно! Во-первых, в инструкции все пошагово расписано и объяснено, во-вторых, самому можно все измерить и почувствовать себя настоящим специалистом. В конце практической работы ребята составляют заключение — это такое логичное завершение, практический результат.

Особенность (и важность!) этого проекта в том, что знакомиться с работой метрологов дети будут на современной промышленной площадке, где есть и лаборатории, и учебно-производственный комплекс. Не исключено, что юные метрологи загорятся профессией и в будущем придут работать на железную дорогу.
«Работа метролога никогда не будет однообразной и рутинной. Прогресс не стоит на месте: постоянно обновляется парк средств измерений, меняются нормативные документы, а значит, приходится постоянно узнавать и впитывать новую информацию, развиваться. Это держит в тонусе и не дает расслабиться. Среди ценных качеств метролога наряду со знаниями базовых основ метрологии, точностью и усидчивостью я назвала бы многозадачность».
— Юлия Кашкарова, Начальник лаборатории комплексных измерительных систем центра метрологии ОЖД
«Работа метролога никогда не будет однообразной и рутинной. Прогресс не стоит на месте: постоянно обновляется парк средств измерений, меняются нормативные документы, а значит, приходится постоянно узнавать и впитывать новую информацию, развиваться. Это держит в тонусе и не дает расслабиться. Среди ценных качеств метролога наряду со знаниями базовых основ метрологии, точностью и усидчивостью я назвала бы многозадачность»
— Юлия Кашкарова, Начальник лаборатории комплексных измерительных систем центра метрологии ОЖД
Текст: Любовь Холопова
Дизайн и верстка: Игорь Наумов
Фото: Сергей Тарасов
Менеджер проекта: Юлия Дмитриева
Реклама. ОАО «Российские железные дороги». ИНН: 7708503727. erid: LjN8KXCVM
Made on
Tilda